Рисунок (акварель): таблица: музыкальные инструменты
Казахи
1861 г.
Дл. общ - 36,1 см Шир. общ. - 54,5 см Дл. листа - 26,0 см Шир. листа - 34,0 см
РЭМ 8764-17162
Музей народов СССР
В верхнем ряду слева изображен кобыз в двух ракурсах, справа – две домбры, в нижнем ряду изображены смычок кобыза и подставка под струны. «Корпус кобыза, имеющего широкую округлую верхнюю часть и узкую лодкообразную нижнюю, и основание шейки вырезаны из единого куска дерева. Верхняя часть шейки с широкой плоской головкой шестиугольной формы и узкой колковой коробкой овальной формы вырезана из другого (?) куска дерева. Верхняя часть шейки соединена с основанием под тупым углом; место соединения (?) стянуто кожаной полоской. Широкая часть полости корпуса оставлена открытой, узкая закрыта сыромятной кожаной мембраной. У основания шейки небольшая часть корпуса оставлена невыбранной (возможно, из-за образовавшейся трещины). Края мембраны загнуты и стянуты с тыльной стороны инструмента кожаными ремешками. На лицевой стороне верхний край мембраны обычно укрепляется подложенной под него поперечной планкой, врезанной в стенки корпуса и фиксируемой с помощью кожаного (или сухожильного) ремешка в дне корпуса. Планка эта не видна, так как закрыта мембраной, но фиксирующий ремешок на рисунке отображен. Колковая коробка овальной формы вырезана с тыльной стороны головки инструмента. В боковых сторонах колковой коробки высверлено по 2 сквозных колковых отверстия, в которые с противоположных сторон вставлены 2 деревянных колка слабо конической формы. У основания головки просверлены 2 узких сквозных отверстия для струн. Струнодержатель из связанного петлей кожаного ремешка надет на узкую часть корпуса; к нему привязаны одним концом 2 струны из черного конского волоса. Противоположные концы струн пропущены в отверстия у основания головки и далее привязаны в средней части колков. Деревянная подставка Л-образной формы установлена под струнами на кожаной мембране. В небольшое отверстие с боковой стороны шейки инструмента пропущен длинный ремешок, к которому привязан мешочек (видимо, с канифолью). Корпус инструмента, рукоятки колков и древко смычка тонированы коричневой пропиткой. В верхней части корпуса инструмента и на шейке имеются светлые вкрапления (повреждения? бытовая реставрация?). Рисунок очень точно воссоздает конструкцию кобыза; подробно проработаны детали, зафиксированы этнические названия инструмента и отдельных его частей: смычка «жячи́к» (устаревшее) и подставки «тие́к» (название сохраняется и в наши дни)». Двухструнная домбра с корпусом округлой формы. Дека с прорезанным в верхней трети резонаторным отверстием треугольной формы. Тонкая удлиненная шейка (с восемью навязными ладками и перевязью для прижима струн к шейке) слегка расширяется книзу; головка не оформлена. В верхней ее части с тыльной стороны под углом друг к другу вставлено два колка. Струнодержатель – деревянный (?) гвоздик, вбитый в нижний торец корпуса инструмента. Подставка – низкая, трапециевидной формы, установлена под струнами в нижней трети деки домбры. Струны одним своим концом привязаны к струнодержателю, пропущены поверх подставки и привязаны вторым концом к колкам. Струны и ладки прорисованы красным цветом. Вероятно, художник так обозначил материал – крученые кишки (бараньи или козьи). Домбра с корпусом треугольной формы обращена к зрителю тыльной стороной (полубоком, ¾): художник стремился показать форму головки, а также уступчатое дно инструмента. Тонкая удлиненная шейка (с восемью навязными ладками и перевязью для прижима струн к шейке) слегка расширяется книзу. В левой боковой стороне – неровное отверстие (резонаторное? выкол фрагмента? или и то, и другое?). Головка с тремя боковыми колковыми отверстиями откинута назад. Колковые отверстия разного диаметра; надо полагать, колки конической формы вставлялись с разных сторон (два крайних – справа налево, средний – наоборот). Инструмент неполон: отсутствуют колки, струны и подставка. Причина неполноты неясна: не завершен? перестал использоваться? Откинутая назад головка не типична для казахской домбры и редко встречается в музейных коллекциях; еще реже можно увидеть трехструнную домбру.
Народное искусство, изобразительное искусство; Музыкально-хореографическое творчество, музыкальные инструменты
Культура народов Средней Азии и Казахстана
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.