12.01.2022
осетины; сваны; армяне; грузины; аджарцы; имеретины; казахи; казаки; буряты; якуты; ненцы; карелы; литовцы; русские; украинцы; поляки; малороссы; сербы; словенцы альпийские; болгары; хорваты
В 1867 году в Московском Манеже Обществом любителей естествознания была устроена Первая Всероссийская этнографическая выставка (23 апреля – 19 июня). Инициатором её проведения выступил известный антрополог А.П. Богданов, средства на организацию и проведение предоставил помощник попечителя Московского учебного округа В.А. Дашков, подготовка заняла два с половиной года. Был назначен Распорядительный комитет по устройству выставки, в периодической печати были опубликованы «Программа Русской этнографической выставки», «Инструкция собирания предметов для Русской этнографической выставки и Русского музея, устраиваемых Обществом любителей естествознания», «Правила для экспонентов Русской этнографической выставки». По всей России при содействии местных властей, губернских статистических комитетов, предводителей дворянства, духовенства и других просвещенных лиц были созданы местные выставочные комитеты для содействия выставке. Распорядительным комитетом были налажены контакты с научными обществами и частными лицами в славянских землях, выделены средства на приобретение и доставку этнографических предметов из-за границы. На средства, предоставленные Великим князем Михаилом Николаевичем, Кавказским вспомогательным комитетом были собраны богатые этнографические коллекции, включившие 18 музыкальных инструментов грузин, осетин, армян и курдов: 4 мембранофона (2 барабана и 2 бубна), 6 струнных инструментов (4 лютневидных, арфа, цимбалы) и 8 духовых (3 флейты, 2 пары шалмеев, 1 мундштучно-амбушюрный инструмент). Кроме того, Кавказским комитетом были присланы рисунки по этнографии Южного Дагестана, выполненные медиком Кюрингского округа, в их числе изображения чабана с пастушьей флейтой «к̓филь» и музыкантов с музыкальными инструментами (зурначи, долдамчи), а также фотоотпечатки, изготовленные фотографом Главного штаба Кавказской армии, среди которых: «Музыканты в сел. Гимрах в Дагестане» (РЭМ 8764-6451), «Музыкальные инструменты в с. Унцукуль» (РЭМ 8764-6468) и др. В комплектовании этнографической коллекции по казахам Среднего жуза принял участие сын последнего хана этого жуза полковник Чингис Валиханов и его доверенные – житель Кокчетавского округа Майке Сарымсаков и житель Каркаралинского округа Тунгат Саукенбаев. Была собрана систематическая коллекция, дополненная «Сведениями, составленными старшим султаном Кокчетавского округа полковником Валихановым, относящимися к этнографии». Оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский назначил Вспомогательный комитет по подготовке к выставке (председатель – генерал-майор Л.Ф. Баллюзек), пожаловал 1031 руб. комитету и 600 руб. на приобретение альбома этнографических рисунков Вл. Н. Плотникова по быту казахов (1859–1862 гг.). Всего на выставку поступило 9 казахских хордофонов, среди которых уникальный семиструнный цитровидный инструмент «ятага» (жетыген, см.: Маслов А.Л. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском Этнографическом Музее, в Москве, № 18, далее – Маслов), редкие образцы смычковых кобызов и щипковых домбр и 3 духовых инструмента – продольные открытые флейты «сыбызгы» (одна медная и две тростниковых). Альбом акварелей Вл. Н. Плотникова включил 45 листов / 253 рисунка, среди которых имеются изображения одного кобыза и трех разнотипных домбр (РЭМ 8764-17162; РЭМ 8764-17177). Рисунки выполнены тщательно, подробно проработаны детали, зафиксированы этнические названия. Помимо комплектования коллекций по этнографии западных казахов, Оренбургский вспомогательный комитет курировал сбор материалов по этнографии уральских казаков и содействовал Уфимскому комитету, формировавшему коллекцию по башкирам-кочевникам. Коллекция по этнографии уральских казаков включила четырехструнную балалайку, запечатленную на фотоотпечатке вместе с владельцем, одетым в национальный костюм (РЭМ 8764-589. Уральский казак Искакий Панкратьев Баманов). И костюм, и балалайка, и фотоотпечатки – дар наказного атамана Уральского казачьего войска генерал-майора Н. А. Веревкина. В коллекцию, собранную Уфимским комитетом, вошла пастушья флейта. Исполнителя на инструменте отправили в Москву в качестве сопровождающего груз: «Вместе с вещами будет послан башкир [Мухамед-Хибиб Яшикеев – А.Г.]… Этот башкир играет на чебызге [курае – А.Г.] – пастушеском инструменте, который вероятно вовсе не известен в Москве. Игра башкира на чебызге весьма замечательна, по горловым тонам играющего и характеристическим мелодиям». В преддверии выставки, в течение марта и первых чисел апреля 1867 года был прочитан ряд публичных лекций, посвященных различным областям этнографии и антропологии, в их числе – лекция члена Распорядительного комитета, физика, профессора А. С. Владимирского «О физических основаниях музыкальной гармонии и о музыкальных инструментах, доставленных на выставку» (далее – Владимирский). Во вступительной части автор говорит о своей лекции как о «предварительной музыкальной выставке», обосновывая её актуальность перспективой сравнительного анализа музыкальных инструментов разных народов (на момент прочтения лекции Распорядительным комитетом была получена только часть образцов). Далее автор дает краткое описание предметов, для некоторых инструментов указывает строй, составляет тембровую характеристику, описывает приемы игры, в частности, говорит о своеобразии звучания башкирской пастушьей флейты и оригинальности практикуемого башкирами способа закрывания и открывания звуковых отверстий. Лекция стала первой отечественной систематикой, основанной на анализе источника звука и конструктивных особенностей музыкальных инструментов. К открытию экспозиции был подготовлен «Указатель русской этнографической выставки, устроенной Императорским Обществом любителей естествознания, состоящим при Императорском Московском университете» (далее – Указатель). Выставка состояла из трех отделов. Первый из них – «Отдел групп, изображающих племена, населяющие Россию и соседние с нею Славянские земли» (Отдел групп) – занимал первый этаж и был построен в виде обстановочных сцен. На фоне характерного для каждого из представленных регионов ландшафта, крестьянских жилищ и хозяйственных построек располагались группы манекенов, одетых в традиционные костюмы народов России и славян зарубежных стран. Отдел делился на три подотдела, представлявших: А) инородческие племена Российской империи: Аляски, Сибири, Кавказа, Крыма, Европейской части русского Севера, Прибалтики, Средней Азии (116 манекенов, расположенных у входа и с левой стороны здания); В) восточных славян: русских, украинцев и белорусов (118 манекенов в средней части здания); С) представителей южных и западных славян: чехов, моравов, словаков, кашубов, словенцев, хорватов, сербов, черногорцев и болгар (66 манекенов, размещенных справа и напротив входа). На хорах манежа располагались отделы Общий этнографический и Антропологический с археологической коллекцией. В общем этнографическом отделе (ОЭО) материал был сгруппирован по темам, в частности, имелись подотделы, посвященные музыкальным инструментам, предметам домашнего быта (в последнем, среди прочего, находились трещотки, погремушки, глиняные свистульки), были представлены лубочные картины, рисунки, фотоотпечатки, включавшие изображения музыкантов и музыкальных инструментов и пр. В отделе групп демонстрировались не менее 10 музыкальных инструментов /звуковых орудий. Некоторые из них были использованы с целью объединения отдельных манекенов в цельную сцену. Группа из шести манекенов изображала якутов, «окружающих шамана во время богослужения». Фигура шамана – в соответствующем облачении, с многочисленными нашитыми на костюм шумящими привесками, с бубном и колотушкой в руках (манекен шамана зафиксирован на фотоотпечатке РЭМ 8764-1508 «Якут-шаман»). В отделе эстампов РНБ сохранился фотоотпечаток, запечатлевший группу из пяти манекенов, изображающую «приготовление к языческому обряду жертвоприношения у самоедов» (Русская этнографическая выставка в Москве 1867 года: Фотоальбом. Л. 4). На переднем плане «Тадибей (жрец), бьющий кудеса… в левой руке фигура держит пензер (бубен), в правой ладуранц (колотушку), которым ударяют в пензер». Положительных отзывов заслужила группа из 14-ти манекенов, изображающая сербов из различных местностей, слушающих слепого певца, в руках которого находится струнный смычковый инструмент «гусле». Гусле и в наши дни сопровождает исполнение эпических песен и играет важную роль в этническом самосознании сербов, поэтому включение музыкального инструмента в сцену было, несомненно, верным решением. В подотделе восточных славян центральное место занимала «Ярмарочная сцена на деревенской улице» (Русская этнографическая выставка в Москве 1867 года: Фотоальбом. Л. 28), включившая несколько музыкальных инструментов – неотъемлемых атрибутов ярмарочных гуляний. Здесь и московский фабричный с гармонью, и мальчик с «козой» и барабаном (манекен с «козой» и барабаном отображены на фотоотпечатке РЭМ 8764-1356. «Мальчик сопровождающий вожака с медведем»), и «Рязанец целовальник с балалайкой в руках» (Русская этнографическая выставка в Москве 1867 года: Фотоальбом. Л. 6.). Манекен уральского казака с балалайкой (фотоотпечаток РЭМ 8764-1323 «Костюм уральского казака») воссоздает реального человека, чей фотопортрет с балалайкой в руках демонстрировался в ОЭО. Аналогичным образом был представлен подлинными фотоотпечатками (РЭМ 8764-2693, 2695), и манекеном, изготовленным по фотоотпечаткам, гуцул Семен Якимашек из села Доры над Верхним Прутом, Станиславовскаго округа, с длинной пастушьей трубой «трубетой» (трембитой) в левой руке (фотоотпечаток РЭМ 8764-1338). Манекен «Русский Подлясянин (по реке Бугу), овчар с длинною трубкою, которая называется лигавкою» (отображен на фотоотпечатке РЭМ 8764-1366 «Подлясянин-овчар») был изготовлен на основе этнографического рисунка (РЭМ 8764-5242. Рисунок (акварель) - подлясский овчар). Указатель фиксирует 58 музыкальных инструментов/звуковых орудий, демонстрировавшихся в ОЭО, лекция Владимирского включила только 47 образцов. В то же время в сопроводительных описях/списках предметов, присылаемых/предполагаемых к отправлению на выставку и Инвентаре, составленном Н.Г. Керцелли после передачи экспонатов выставки в музей, упоминаются около 100 образцов. Можно предположить, что не все музыкальные инструменты дошли до адресата своевременно, и часть из них просто не успели включить в состав выставки и указателя. Например, в лекции Владимирского и в Указателе отмечены только 2 из 20-ти (с учетом дара Г.И. Радде) кавказских музыкальных инструмента. Однако редкий фотоотпечаток, запечатлевший кавказскую группу манекенов на выставке 1867 г., зафиксировал струнный музыкальный инструмент «тар» среди предметов, изображающих Армянский духан. Качество снимка не позволяет разглядеть наличие/отсутствие бубна в руке у манекена грузинки, но в описании манекена, присланного на выставку, и в Инвентарной описи предметов, полученных с выставки, бубен указан. На фотоотпечатке манекена, выполненном Т.Митрейтером в 1870-е гг. «Манекен пляшущей грузинки» (РЭМ 8764-1484), бубен присутствует, как и на выпущенной в начале XX в., на основе данного изображения, фотооткрытке (РЭМ 8764-6839-1. «Открытка цветная – женщина исполняющая лезгинку. Дашковское этнографическое собрание»). Выставка имела колоссальный общественный резонанс; по ее закрытии значительная часть экспонатов поступила в Московский Публичный и Румянцевский музеум, составив основу этнографического отделения, получившего название «Дашковский этнографический музей» (далее – ДЭМ). В 1868 году хранителем музея Н.Г. Керцелли был составлен Инвентарь коллекций ДЭМ (далее – Инвентарь), куда были включены экспонаты, переданные с выставки, за исключением «дублетных» предметов, которые предполагалось использовать, как обменный фонд. В Музее были сохранены принципы экспонирования музыкальных инструментов, принятые для Этнографической выставки, где часть из них демонстрировалась в Отделе групп, другие – в ОЭО, но дислокация некоторых экспонатов изменилась. Так, манекен «рязанца целовальника с балалайкой» переместился в сцену, изображающую крестьян Московской губернии (Галерея типов, № 11); гармонь, экспонировавшаяся в руках манекена «московского фабричного», оказалась на ладони манекена великоруса Воронежской губернии (Галерея типов, № 18). На выставке буддийские музыкальные инструменты экспонировались в ОЭО, а в ДЭМ – в отделе групп, где они были включены в сцену, воссоздающую часть внутреннего убранства дацана (РЭМ 8764-1506. Бурятский лама). Чувашская волынка из Ядринского уезда Казанской губ. (на выставке демонстрировалась в ОЭО, в музее же до конца XIX в. находилась в руке манекена (РЭМ 8764-1446. Манекен чувашки-девушки). В начале XX в. волынка опять перемещается в ОЭО, но игровая трубка открепилась, и в каталоге Маслова инструмент описан по частям: игровая трубка – № 150 «Пастуший рожок башкир» и мех со вдувной трубкой – № 194 «Чувашский пузырь или волынка… Описываемый инструмент неисправен, нужно предположить существование у него другой трубки с язычком или пищиком». Система учета ДЭМ долгое время почти не совершенствовалась: Инвентарь, как и Указатель, представляет собой простой список памятников. В отделе групп номера присвоены манекенам, а списки экспонатов, находящихся при манекенах, не полны. Колотушки, трещотки и погремушки включены в списки подотдела «Предметы быта и труда». Регистрация коллекций в нашем понимании этого слова (с присвоением каждому памятнику отдельного номера и составлением хотя бы минимального описания) начинается в музее 37 лет спустя после закрытия выставки. Регистрация коллекций (как и другие виды хранительской работы) осуществлялась в основном силами одного человека – Н.А.Янчука, поэтому продвигалась медленно; например, кавказские экспонаты регистрировались в 1916–1918 годы, западно- и южнославянские – в 1919 г., а восточнославянские – в середине 1920-х (уже в другом музее и другими людьми). В XX в. Дашковский музей пережил ряд структурных реорганизаций и переездов. В 1921 г. Румянцевский музей ликвидирован как единое целое; на основе его Этнографического отделения в 1924–1934 гг. был создан Центральный музей народоведения, реорганизованный, в свою очередь, в 1934 г. в Музей народов СССР. МН СССР постепенно утратил часть своих коллекций, переданных в другие учреждения, и лишился большинства помещений. В 1948 г. собрание расформированного МН СССР было передано в Государственный музей этнографии (ныне – Российский этнографический музей). Вещевые коллекции, иллюстративные материалы и архивные документы поступили в ГМЭ в разрозненном, бессистемном виде, многие памятники были депаспортизированы. Проводимая сотрудниками РЭМ работа по атрибуции позволила воссоздать историю формирования уникального собрания, идентифицировать значительную часть памятников. Источники Аракчиев Д. И. Сравнительный обзор народной песни и музыкальных инструментов западной Грузии (Имеретии). Музыкально-этнографическая экспедиция 1901-1903 гг. // Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. II. М., 1911. С. 119-203 Владимирский А. С. О законах музыкальной гармонии и национальных музыкальных инструментах доставленных на этнографическую выставку // Сборник антропологических и этнографических статей о России и странах ей принадлежащих. М., 1868. С. 152-168. Галерея типов Дашковского Этнографического Музея [серия почтовых карточек]. Серия I: Русское племя. М., [1913]. Маслов А.Л. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском Этнографическом Музее, в Москве / сост. А. Маслов. – М., 1909. Миллер В.Ф. Систематическое описание коллекций Дашковского этнографического музея / Сост. хранителем Музея проф. В.Ф. Миллером. Вып. 1-4. – М.: тип. Е.Г. Потапова, 1887-1895. Русская этнографическая выставка в Москве 1867 года: Фотоальбом. - Москва: "Русская фотография ", 1867. - Альбуминовые отпечатки. Лл. 4, 6, 28: Л. 4: Группа Мезенских самоедов. (Копия доступна в Электрон. б-ке РНБ http://vivaldi.nlr.ru/lh000000927/view). Л. 6: Крестьянин Рязанской губернии (целовальник) с балалайкой на телеге. (Копия доступна в Электрон. б-ке РНБ http://vivaldi.nlr.ru/lh000000928/view). Л. 28: Ярмарочная сцена на деревенской улице. Великоруссы (Копия доступна в Электрон. б-ке РНБ http://vivaldi.nlr.ru/lh000000925/view). Славяне Европы и народы России: к 140-летию Первой этнографической выставки 1867 года: [каталог выставки] / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский этнографический музей; [науч. ред.: Н. М. Калашникова]. - Санкт-Петербург: Славия, 2008. Указатель русской этнографической выставки, устроенной Императорским обществом любителей естествознания, состоящим при Императорском Московском университете. М., 1867. Этнографическая выставка 1867 года Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. М, 1878. Архивные документы Архив Российского этнографического музея (АРЭМ). Ф. 5. Описи 1-2. АРЭМ Ф. 5. Оп. 4. Д. 31. Инвентарь коллекций Дашковского этнографического музея, составленный хранителем Музея А. Г. Керцелли. Ч.1.
Гаджиева А.А., научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, хранитель музыкальной кладовой
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.