Вернуться
5 из 10
Просмотрено 5 из 10
«Кафтанчик» – душегрея. Русские
«Кафтанчик» – душегрея. Русские
Название
«Кафтанчик» – душегрея
Народ
Территория
Нижегородская губерния, Нижегородский уезд, Безводное сел.
Датировка
Вторая половина XIX в.
Собиратель
Козлова Н. А.
Материал
Ткань: бархат; ткань: позумент; металл; ткань: байка: хлопчатобумажная; нити: металлические
Размер
Дл. – 27,0; дл. лямок – 54,0; шир. – 156,0
Коллекция
Культура русского народа
Коллекционный номер
Аннотация
Душегрея-кафтанчик – одно из основных украшений праздничного костюма. Ее шили из полосы ткани в форме дуги, с объемными сборками на спине и пришивными лямками. Душегреи с таким кроем и названием кафта́нчик бытовали в Городецком и Балахнинском уездах Нижегородской губернии, Алатырском уезде Симбирской губернии, в северных уездах Казанской губернии. По всей поверхности изнанки эти душегреи имеют подкладку, чаще всего из фабричной хлопчатобумажной или шелковой ткани или из сурового, крашеного, набивного или пестрядинного домашнего холста. Формирование объемных сборок требовало прокладки между лицевой и изнаночной тканью, для чего использовали вату или кудель. Иногда для придания сборкам формы изнутри между ними подтыкали рулики из бумаги. Лямки у них, со спинкой или без нее, преимущественно пришивные, что связано со смещениями ткани при формировании сборок: в этом процессе расправленная заготовка получает объем. У кафта́нчиков на вате обычно 16–17 больших сборок. Отличительной особенностью душегрей типа кафта́нчиков является то, что они довольно коротки, поскольку длина самой этой полосы невелика. Размер пол, которые обычно чуть длиннее, чем задняя часть, составляет 20–25 см. Душегреи данного кроя распашные, застегиваются с помощью крючков. Обычно кафта́нчики богато украшали с помощью дорогих отделочных материалов: шелковых лент, позумента, бахромы из металлизированной нити. Кроме того, их декорировали в технике золотного шитья. В Городецком уезде Нижегородской губернии сформировался яркий центр золотошвейного промысла, мастерицы которого вышивали заготовки для кафта́нчиков. Чаще всего золотной нитью шили по бархату, преимущественно бордового цвета. Темный фон хорошо просматривался и контрастировал с золотым орнаментом. Иногда основой для золотного шитья служил обычный холст, в этом случае шитье полностью покрывало основу, создавая своеобразный эффект фактурной золотой поверхности.
Выставки
Роспись иглой... (Вышивка в традиционной одежде народов России) Санкт-Петербург 2014
В лесах и на горах: быт старообрядцев Поволжья Санкт-Петербург 2020
Подзор. Первая половина XIX в.
Икона резная «Голгофский крест». Вторая половина XVIII в.