Вернуться
Альбомы

Женская нагрудная одежда народов России

Дата:

18.11.2020

Серия:
Костюм
Народ:

русские; великорусы; великороссы

Аннотация:

В настоящем альбоме читатели познакомятся с женской нагрудной одеждой XVIII–XX веков, характерной для комплексов с сарафаном и юбкой и бытовавшей преимущественно в крестьянской среде на территории Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также в Сибири. Обычно выделяют такие определяющие черты нагрудной одежды, как, расположение на теле поверх груди и короткую длину. Бесспорным представляется лишь первый признак (крепление на плечах), который, однако, характерен и для других видов одежды: рубах, сарафанов и др. Значит, сам по себе он не является видообразующим. Относительно места расположения нагрудной одежды, следует заметить, что бывают случаи, когда это название выглядит парадоксальным. Так, например, сохранились фотографии рубежа XIX–XX веков, на которых запечатлены девушки и женщины в традиционных костюмах Тверской, Владимирской, Нижегородской губерний с душегрей, которая расположена не поверх груди, а под нею. Важный аспект рассмотрения нагрудной одежды – отличие ее от верхней, предназначенной исключительно для ношения на улице. Различие нагрудной и верхней одежды не всегда очевидно, поскольку нагрудную одежду носили как в помещении, так и на улице в теплое время года. Более того, в некоторых локальных традициях существовали варианты одного типа нагрудной одежды для разного времени года. Так, шугаи в севернорусских, центральнорусских, поволжских губерниях бывали как легкие, для теплой погоды, так и стеганные на вате и даже опушенные мехом, с меховым воротником, для холодного времени года. Последние, составляя часть костюма, как и легкие, в значительной степени сближаются и с верхней одеждой. Некоторую сложность в этом плане вносят также местные названия нагрудной одежды. Так в некоторых местностях Архангельской губернии шугай из полупарчи, на вате и меху, типичного кроя для здешней традиции (распашная, косоклинная, с цельными полами и спинкой, с длинным отложным меховым воротником, с застежкой в виде крючков, длиной около 55 см) называли «шубе́йкой». И этим же словом в Арзамасском уезде Нижегородской губернии называли шугай иного кроя, но без всякого утепления. Или, например, в селе Безводном Нижегородского уезда и губернии утепленный шугай называли «душегре́ей» (типовым названием одного из видов нагрудной одежды), а душегрею на лямках, с крупными сборками сзади – «кафта́нчиком» (типовым названием одного из видов верхней одежды). Поэтому в вопросе об отличии нагрудной одежды от верхней представляется значимым понятие комплексности костюма в каждой отдельной локальной традиции. Общей чертой русского традиционного костюма является многослойность, и нагрудная одежда, нередко являясь неотъемлемой частью наряда, наравне с остальными деталями выступает в качестве одного из верхних слоев. Нагрудная одежда в комплексе с сарафаном Формирование и распространение женского комплекса одежды с сарафаном происходило в период сложения и развития Русского централизованного государства (конец XIV – середина XVI века). Костюм с сарафаном закрепился, прежде всего, на севере и в средней полосе России, Поволжье, Приуралье и Западной Сибири. С момента раскола Русской Церкви во второй половине XVII века старообрядцы, укрываясь от преследований, принесли комплекс с сарафаном в Заволжье, Восточную Сибирь, на Алтай, на Дон, на Украину, в Прибалтику. В XIX веке шло его проникновение также в южные губернии России. В комплекс одежды с сарафаном входили рубаха, сам сарафан, пояс, головной убор, который дополнялся платком, покрывалом или шалью. В вариантах костюма могли использовать также передник и/или нагрудную одежду. В ХIX – начале ХХ веков существовало несколько видов нагрудной одежды для сарафанного комплекса. Одним из исконных и наиболее распространенных элементов костюма с сарафаном являлась душегрея – одежда на узких или широких плечевых лямках, более или менее короткая, преимущественно распашная. В XIX – начале XX века душегреи входили в состав праздничного и иногда повседневного костюмов на довольно широкой территории: на Русском Севере и Северо-западе, в ряде регионов Центральной России, Поволжья, Заволжья и Сибири. Кроев этой одежды существовало несколько: – Косоклинный крой (характерен для территорий Русского Севера и некоторых местностей Вятской, Костромской, Нижегородской губерний). – Из полосы ткани в форме дуги с объемными сборками или, изредка, с плоскими редкими складками сзади и пришивными лямками (бытовал в Среднем Поволжье, Заволжье, кое-где в Центральной России). – Крой по кругу: в разложенном виде такая душегрея представляет собой либо круг, либо овал, с вырезанными в середине тремя фрагментами ткани – проемами для головы и рук, между которыми находятся лямки. Этот крой имеет усложненные варианты, но редко встречается в народной культуре (бытовал в Енисейской и Иркутской губерниях; известен был также в Псковской и Новгородской губерниях). – С выкроенными широкими лямками, отрезной спинкой и узкими цельными прямыми полами разной длины (уникальный крой, бытовал в конце XVIII – первой трети XIX века в Новоторжском уезде Тверской губернии). Старинным типом нагрудной одежды в севернорусской традиции является епанча́ – распашная, короткая (до талии или бедер), широкая, круглая накидка без рукавов. С сарафанным комплексом носили также шугай – распашную нагрудную одежду с длинными рукавами. В XIX веке шугаи бытовали довольно широко: на Русском Севере и в западных и северо-западных губерниях, в Центральной России, Поволжье, Сибири. В середине – второй половине XIX века в некоторых местностях шугаи стали выходить из моды. Основных кроев шугаев было несколько: – крой с цельными полами и спинкой (бытовал на Русском Севере, в западных губерниях, Сибири); – с цельными полами и отрезной спинкой (характерен для Костромской, Нижегородской, Олонецкой, Тверской губерний); – с отрезными полами и спинкой (был популярен в новгородской и отчасти в вологодской, костромской, ярославской традициях). Своеобразным видом нагрудной одежды, распространенным в XIX – начале XX века в Архангельской и Вологодской губерниях, а также у русских старообрядцев на территории Латвии, являются так называемые нарука́вники. Это – короткая, до талии или выше, распашная одежда типа кофты, большей частью – прямого кроя. Нарука́вники входили в состав повседневного и праздничного костюма женщин разного возраста, в том числе пожилых. В костюме с сарафаном могли использовать безрукавку – короткую распашную одежду без рукавов. Известны были три основных типа кроя безрукавок: – с цельными полами и спинкой (бытовали на Русском Севере, в Костромской, Смоленской, Курской губерниях, в Сибири); – с цельными полами и отрезной спинкой (были распространены не только в названных регионах, но и в Центральной России, Поволжье и Предуралье, Сибири); – с отрезными полами и спинкой, во многих чертах повторяющий крой предыдущей группы; встречается редко (бытовал в Олонецкой, Енисейской, Нижегородской, Астраханской губерниях). Нагрудная одежда в костюме с юбкой Комплекс одежды с юбкой (преимущественно полосатой) был характерен для этнокультурных групп однодворцев и духоборов. Однодворцы – сословная по происхождению группа южнорусского населения. Это потомки военно-служилых людей низшего разряда: стрельцов, пушкарей, казаков и подобных, поселенных в XVI–XVII веках на южной окраине Московского государства для защиты степных границ. Женский однодворческий костюм, в XIX – начале XX века сохранявшийся в селах Смоленской, Воронежской, Орловской, Курской, Калужской, Рязанской, Тульской, Пензенской, Тамбовской губерний, имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционной одежды других групп южнорусского населения. В нем очевидно сочетание элементов разных комплексов одежды: западного (полосатая юбка, рубаха с длинным отложным воротником и брыжами, нагрудная одежда типа «корсета»), южного (нагрудная одежда типа «нагру́дника», широкий тканый пояс, нагрудные украшения из бисера и лент, наушные «пушки́» из гусиного пуха), северного (жесткий головной убор). Духоборы – этноконфессиональная группа русских, образовавшаяся в русле иконоборческого движения христианско-протестантского толка, возникшего в России во второй половине XVIII века. Движение духоборов широко распространилось среди крестьян южных, центральных губерний России и донских казаков. Основные места проживания духоборов – Екатеринославская губерния; с 1800-х годов – Мелитопольский уезд Таврической губернии; с 1840-х годов – Закавказье; с 1898–1899-х годов – Канада (эмиграция); с конца 1980-х годов – южнорусские области: Тульская, Белгородская, Брянская, Орловская, Ростовская; с 2007 года – Тамбовская область. Одежда духоборов связана с религиозной практикой. На моления, праздничные и погребальные собрания духоборы до сих пор надевают специальную одежду. Женский костюм состоит из рубахи, иногда «запана» (типа кофты с застежкой сзади), юбки, «занавески» (передника), нагрудной одежды, головного убора. Одежда не только имеет практическое назначение, но и является средством религиозного самовыражения духоборов. Одна из функций костюма – показать единство и равенство всех духоборов и в то же время внешне выделить их среди других людей. Это, в частности, отразилось в том, что их чрезвычайно самобытный наряд по своему составу и материалу един для всех возрастных страт. Вместе с тем одежда духоборов в значительной степени соотносима с элементами южнорусского крестьянского костюма (головной убор типа чепца и головной платок, передник-занавеска) и наряда однодворок (домотканая шерстяная юбка, зачастую полосатая; типы нагрудной одежды). Рассмотрим типы нагрудной одежды в комплексе с юбкой. Безрукавки – жиле́ты и корсе́ты – у однодворцев представлены двумя основным типами кроя: с цельными полами и спинкой, с цельными полами и отрезной спинкой. И те, и другие изготавливали преимущественно из дорогих фабричных тканей, редко – из шерстяной. У духоборов крой женских безрукавок с цельными полами и спинкой был единственным. Без этой детали костюма женщины-духоборки не выходили на улицу. Повседневные корсе́ты шили из домашней шерстяной ткани и сукна темного цвета. Для праздничных и обрядовых безрукавок использовали черный плис либо яркий шелк, иногда – хлопчатобумажную ткань черного цвета. Корсе́ты с рукавами – своего рода жакеты (распашные, иногда в талию, с длинными рукавами) – у однодворцев, и у духоборов шили из плиса, домашнего сукна или из хлопчатобумажных тканей. Корсе́ты с рукавами входили в состав праздничного девичьего и женского костюма весной и осенью. В среде однодворцев и духоборов бытовал и такой вид нагрудной одежды, как душегрея на лямках. Проникновение ее в однодворческий костюм связано с переселением служилого населения в южные районы из Подмосковья. Для их шитья предпочитали полушелковые и шелковые ткани (штофы, канаус), полупарчу, изредка – золотую парчу; хлопчатобумажные ткани (коленкор, китайку). В однодворческой среде «душегре́йки» были частью праздничного костюма девушек, достигших брачного возраста, и молодых женщин. У духоборов душегре́йки почти не сохранились, хотя, по их воспоминаниям, в прежние годы, выходя на улицу, было принято надевать либо корсе́т, либо эту нагрудную одежду. Для праздничных и обрядовых душегре́ек использовали черный плис или яркий двоеликий шелк. Этот вид нагрудной одежды, как и корсе́ты, носили не только взрослые девушки и женщины, но и девочки. На рубеже XIX–XX веков в женском праздничном костюме однодворцев употреблялась короткая нагрудная одежда из домотканины типа нагрудника. В Воронежском и Задонском уездах Воронежской губернии ее называли «пуза́ткой», в Липецком уезде Тамбовской губернии – «голопу́зкой». По своему происхождению она связана с южнорусской нагрудной одеждой туникообразного глухого кроя. В этих же селах, кроме голопу́зок, однодворки могли включать в свой костюм с полосатой юбкой типичные для южнорусской поневной традиции глухие короткие (длиной около 60 см) нагру́дники из шерстяной домотканины белого цвета, туникообразного кроя с короткими рукавами.

Авторы:

Мадлевская Е.Л., ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа, кандидат филологических наук