Вернуться
Альбомы

Орнаментика. Образ винограда в русской орнаментике

Дата:

25.08.2021

Серия:
Орнаментика
Народ:

русские

Аннотация:

Образ виноградной лозы и грозди является одним из распространенных видов растительного орнамента в культуре русского народа. Это может показаться неожиданным, так как возделывание этого растения было известно лишь на наиболее южных территориях расселения русских. Изображение винограда типично для декоративного убранства русских храмов. Резные листья и грозди украшают фасады церквей, иконостасы и киоты, заполняют плоскости стен или обрамляют медальоны с изображениями святых. Этот узор присутствует также в декоре церковной утвари, прежде всего потира – сосуда для причастия, а также покровцов, знамен, священнических одеяний и др. В фондах РЭМ присутствуют детали священнической одежды и покровцы с изображением винограда. Образ виноградных ягод также нередок в декоре элементов народной одежды и утвари. Среди текстильных предметов для внутреннего убранства дома образ винограда встречается на полотенцах, оформляющих передний угол, а также подзорах к свадебным простыням. В одежде он обычно используется в молодежном праздничном и особенно в свадебном костюме. В технике золотного шитья он типичен для женских головных уборов XVIII–XIX вв., а также золотошвейных платков и душегрей XIX в. Мастера-позументщики в связи с технологическими особенностями тканья создавали геометризованный образ виноградной грозди на металлизированной тесьме, использовавшейся в декоре женских головных уборов. В оформлении русских рубах-косовороток последней трети XIX – первой трети ХХ в. популярна была вышивка гроздей и листьев винограда, обычно в технике косого креста. Встречаются изображения, выполненные с разной степенью стилизации образа – от геометризованных схематичных до приближающихся к реалистичным. В собрании РЭМ представлен также праздничный сарафан молодой женщины, украшенный вышивкой бисером и золотными нитями в виде гирлянды виноградных листьев и гроздей (вторая половина XIX в., Екатеринославская губ.). Проследим основание проникновение образа винограда в культуру русского народа. На представления многих христианских народов о винограде, в том числе и русских, повлияла библейская символика виноградной лозы. В Ветхом Завете она соотносится с образом Земли обетованной, поскольку обильный урожай считался основным признаком богатства (Второзаконие 8:7–9). Изобилие, процветание и, шире, жизнь – одно из основных библейских значений образа винограда. В Библии широко используются образы виноградной грозди и ягод, а также лозы и виноградника. Так, например, в книге пророка Иеремии Божье благословение и возрождение описываются с помощью образа плодоносящего виноградника (Иер. 31–33). В Новом Завете тема виноградника приобретает иной смысл: здесь он соотносится с представлениями о Царстве Божием (например, в притчах Иисуса о винограднике и виноградарях – Мф. 20:1–11, 21:33–43), само является символом рая. Образ виноградной лозы в Новом Завете связывается с Иисусом Христом. Он провозглашает ученикам на Тайной Вечере: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – Виноградарь...» (Ин 15:1, 5). Как райское растение виноград ассоциируется с древом жизни. В Ветхом Завете виноградная лоза соотносится с идеей плодородия и продолжения рода: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем» (Псалом 127:3). Символика винограда, связанная с мотивом плодородия и продолжения жизни, известна в культурах многих народов. У русских она нашла применение, например, в текстах земледельческих обрядов календарного цикла, в частности в ритуале святочного колядования. Поздравительно-величальные песни-благопожелания, исполняемые во время обходов домов, назывались виноградьями благодаря рефрену: «Виноградье, красно-зеленое мое!» Наиболее частые мотивы виноградий связаны с брачной и семейной тематикой. В форме виноградий на Русском Севере исполняли величальные песни на праздничных молодежных посиделках, а также на свадьбах. Образ винограда прослеживается в атрибутике и фольклоре самой свадебной обрядности. В севернорусских свадебных песнях, например, виноград символизирует новобрачных, например: «…Виноград – Андрей сударь, / А ягодка, а малинка – свет ты Марьюшка…» В приведенных контекстах виноград – растение и плоды – несет в себе преимущественно символику жизни и продолжения рода. Крестьянская культура восприняла образ винограда из церковной традиции – как словесной, книжной, так и материальной, вещевой. Этому немало способствовало проникновение технологических приемов оформления церковной утвари в область декорирования мирских предметов. В частности, особенности изображения винограда в церковном золотном шитье находят довольно точное продолжение в таких элементах народного костюма, как душегреи, женские головные уборы и платки. Это объясняется тем, что заказы на изготовление подобных деталей для нарядов девушек, достигших брачного возраста, и в приданое для невест зачастую выполнялись в монастырских и скитских мастерских.

Авторы:

Мадлевская Елена Львовна, ведущий научный сотрудник, хранитель, кандидат филологических наук/