Экспонаты
«Кафтанчик» – душегрея. Русские
«Кафтанчик» – душегрея. Русские
Название
«Кафтанчик» – душегрея.
Народ
Территория
Нижегородская губерния, Нижегородский уезд, сел. Безводное
Датировка
Вторая половина XIX в.
Собиратель
Козлова Н. А.
Материал
Ткань: бархат; ткань: позумент; ткань: хлопчатобумажная (вата); нити: металлические (бахрома); бумага; ткань: хлопчатобумажная; металл (крючки)
Техника
Обработка текстиля: крой; обработка текстиля: вышивание: золотной нитью
Размер
Дл. – 27,0; дл. лямок – 54,0; шир. – 156,0
Коллекция
Культура русского народа
Коллекционный номер
Аннотация
Душегрея-кафтанчик – одно из основных украшений праздничного костюма. Ее шили из полосы ткани в форме дуги, с объемными сборками на спине и пришивными лямками. Душегреи с таким кроем и названием кафта́нчик бытовали в Городецком и Балахнинском уездах Нижегородской губернии, Алатырском уезде Симбирской губернии, в северных уездах Казанской губернии. Орнамент стилизованный растительный, очень плотно, почти сплошь, покрывает всю поверхность душегреи, выполнен с учетом сосборивания ткани на спине в крупную сборку («боры»). Спереди на полах орнамент симметричный: на каждой изображение вазона с отходящими в стороны пышными ветвями, которые завершаются вокруг вазона крупными цветами разных форм; среди них есть и гроздь винограда. Подобные растительные мотивы – цветы и виноградная гроздь, а также очертание банта вышиты на «борах», причем в зеркальном порядке относительно центральной сборки на спине. Неоднородная фактура декора обусловлена использованием разных техник золотного шитья: плотной односторонней глади по настилу (виноград, ствол древа, ветки, детали вазонов), а также приемами «узорных разделок» при шитье по настилу (крупные цветы разной формы), разделки в виде косой сетки по фону (детали вазонов, некоторые листья), выкладки нити в виде петель по контуру всех изображений. Тематика орнамента обусловлена значением в народной культуре образов древа, цветов, винограда (символы жизни и плодородия) и является типичной в оформлении нижегородских душегрей. Стилистика золотного шитья на душегрее восходит к традиции церковного шитья. По всей поверхности изнанки эти душегреи имеют подкладку, чаще всего из фабричной хлопчатобумажной или шелковой ткани или из сурового, крашеного, набивного или пестрядинного домашнего холста. Формирование объемных сборок требовало прокладки между лицевой и изнаночной тканью, для чего использовали вату или кудель. Иногда для придания сборкам формы изнутри между ними подтыкали рулики из бумаги. Лямки у них, со спинкой или без нее, преимущественно пришивные, что связано со смещениями ткани при формировании сборок: в этом процессе расправленная заготовка получает объем. У кафта́нчиков на вате обычно 16–17 больших сборок. Отличительной особенностью душегрей типа кафта́нчиков является то, что они довольно коротки, поскольку длина самой этой полосы невелика. Размер пол, которые обычно чуть длиннее, чем задняя часть, составляет 20–25 см. Душегреи данного кроя распашные, застегиваются с помощью крючков. Обычно кафта́нчики богато украшали с помощью дорогих отделочных материалов: шелковых лент, позумента, бахромы из металлизированной нити. Кроме того, их декорировали в технике золотного шитья. В Городецком уезде Нижегородской губернии сформировался яркий центр золотошвейного промысла, мастерицы которого вышивали заготовки для кафта́нчиков. Чаще всего золотной нитью шили по бархату, преимущественно бордового цвета. Темный фон хорошо просматривался и контрастировал с золотым орнаментом. Иногда основой для золотного шитья служил обычный холст, в этом случае шитье полностью покрывало основу, создавая своеобразный эффект фактурной золотой поверхности.
Выставки
Роспись иглой... (Вышивка в традиционной одежде народов России) г. Санкт-Петербург 2014
В лесах и на горах: быт старообрядцев Поволжья г. Санкт-Петербург 2020