01.12.2025
русские
В альбоме представлены подзоры XVIII – XIX веков, декорированные узорным ткачеством, кружевоплетением и вышивкой, из «Собрания русской старины» Н.Л. Шабельской Российского этнографического музея.
Мадлевская Е.Л., ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа, кандидат филологических наук
Подзор – старинный элемент интерьера дома в крестьянской, мещанской, купеческой среде. Это деталь простыни в виде декорированной каймы для украшения кровати. Подзоры входили в приданое невесты. Самый красивый подзор изготовляли для свадебной простыни, которую со всей утварью для убранства избы перевозили в дом жениха накануне свадьбы. Подзоры украшали вышивкой и/или ткачеством, а также кружевом. Кайма спускалась с внешней стороны кровати почти до пола. Богатство отделки зависело от умения невесты или мастериц, которым заказывали изготовление приданого, чаще всего при монастырях.
Вышивка подзоров представлена в значительном разнообразии техник. Это вышивка счетными швами – росписью, строчкой (с различным набором технологических приемов: перевити, настила, штопки, воздушных швов, стлани, стягов, мережки, многообразных разделок по ажурному и глухому фону, обводки контуров рисунка), счетной гладью, косым крестом, – а также свободными швами – стебельчатым, тамбуром.
Согласно специфике ткачества и швов, а также местным особенностям создания рисунка подзоры имеют свою узнаваемую орнаментальную стилистику. Так на тканых подзорах разных регионов орнамент всегда геометрический. Севернорусские подзоры, выполненные вышивкой росписью, счетными гладьевыми швами, косым крестом, отличаются геометрическим или геометризованным орнаментом, преимущественно красного цвета. Разновидности строчевой вышивки, хоть и счетной, но, благодаря разреженной основе для создания рисунка, характеризуются более сглаженными линиями, позволяющими сформировать стилизованный орнамент. Самобытностью выделяются костромская строчка с цветной перевитью разноцветными шелковыми нитями, имеющие определенные наборы технологических приемов варианты белой вышивки, получившие названия «вологодская строчка по письму» и «олонецкая строчка по письму». Техникой на грани вышивки и игольного кружева является белая строчка «вологодское стекло». Своеобразие свойственно полихромным нижегородским подзорам, вышитым тамбуром шерстяными нитями по кисее или миткалю.
Подзоры, созданные в разных регионах и выполненные в отличных техниках, могут быть объединены типом орнамента, а также орнаментальными образами, мотивами и сюжетами, позволяющими наблюдать свойственный традиционному декоративному искусству феномен вариативности изображений и композиций.
Вышивка на свадебных подзорах обычно представляет собой изображение яркое, информативное для носителя традиционного сознания. Их фон, как правило, сплошь украшен вышивкой, содержащей архаичные мотивы, связанные с идеями продолжения жизни. Это образы древа жизни, птиц, коней, оленей, львов / барсов – защитников. Символику плодородия имеют растительные узоры и женские фигуры. Более поздние вышивки содержат развернутые сюжетные композиции со свадебной тематикой, воплощенной в реалистическом или метафорическом вариантах. В первом случае представлены сцены гуляния, образы жениха и невесты, дам и кавалеров, во втором – сцены охоты или переплывания воды на корабле, изображение волшебного пространства с фантастическими деревьями и цветами, мифическим животными и птицами. Более сложным для интерпретации является геометрический орнамент, как тканый, так и вышитый.
В данном каталоге представлены типы геометрического, растительного, орнитоморфного, зооморфного, антропоморфного, архитектурного орнамента, а также сложные сюжетные композиции.
Собрание подзоров Н.Л. Шабельской имеет высокий уровень репрезентативности технологической и орнаментальной сторон их создания.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
