14.11.2024
русские
В альбоме представлены украшения из коллекции известной собирательницы последней четверти XIX века Натальи Леонидовны Шабельской, в которой насчитывается около 380 предметов, презентирующих тему русских традиционных украшений.
Мадлевская Е.Л., ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа, кандидат филологических наук
Украшения были неотъемлемой частью праздничного костюма девушек и женщин. Свои первые украшения девочки получали в 5-7 лет, а иногда и чуть раньше. Наибольшее количество разных украшений было в нарядах девушек, достигших брачного возраста, и молодых женщин. В коллекции известной собирательницы последней четверти XIX века Натальи Леонидовны Шабельской насчитывается около 380 предметов, презентирующих тему русских традиционных украшений. Среди них серьги, косники, накладные манжеты, цепи с крестами, ожерелья и другие шейные и нагрудные украшения, пряжки, запонки и пуговицы, а также такие отделочные материалы для украшений, как блестки, граненые и неграненые стекла в кастах и без них, цяты (металлические оправы для нескольких стекол в виде розетки). Значительная часть украшений изготовлена из жемчуга, драгоценных камней и металлов.
Серьги у русских традиционно являлись распространенным украшением. Во многих местностях девочкам в 5-7 лет протыкали уши и надевали первые серьги, обычно самые дешевые и простые, без стёклышка. С возрастом девушка получала в качестве подарка от отца, а позже и от ухажера купленные где-нибудь на ярмарке серьги более сложной конструкции (с подвеской) и нередко с нарядными отделочными материалами: рубленым перламутром, окатным или половинчатым жемчугом, бирюзой, разноцветными стеклами бусинами из серебра и подобными. Серьги были чрезвычайно разнообразны по форме и ювелирной отделке. Это и цельнолитые «голубцы» (с изображением двух птиц), декорированные жемчугом, сканью и эмалью; ажурные металлические со вставками стекла и рядом круглых подвесок; серьги с разным количеством длинных сложных подвесок с металлическими гравированными бусинами, кусочками сердолика, стекла, мелким жемчугом – «одинцы», «двойчатки» и «тройчатки». В коллекции Н.Л. Шабельской, кроме такого типа старинных украшений в уши XVII – XVIII в., представлены севернорусские серьги, сплетенные из жемчуга с помощью конского волоса на металлическом каркасе – «бабочки», «кошели», «корзиночки», а также настоящие ювелирные произведения искусства – серьги с подвесками на шарнирах из позолоченного серебра, жемчуга и других ценных камней.
Косник (накосник) – девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура. Косники бывали разной формы. Самый простой вид косника – вплетавшаяся в косу лента, концы которой могли расшивать золотными или серебряными нитями, используя преимущественно растительный орнамент, края нередко обшивали бахромой из золотных нитей. Другой вид косника – небольшая фигурная пластина с основой из простеганого холста или картона, которую обшивали дорогой покупной тканью (шелком, бархатом, парчой, полупарчой). Поверхность косников декорировали в техниках золотного шитья и сажения по бели, используя такие отделочные материалы, как фольга, металлизированные нити, речной жемчуг, рубленый перламутр, металлические и стеклянные блестки, стекло в кастах и цятах. Края целиком или частично обшивали позументом, кружевом и бахромой из металлизированных нитей. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу тесьма. Наиболее распространенными в северных и центральных губерниях России были косники треугольной и сердцевидной формы или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями. В коллекции Н.Л. Шабельской представлены разные косники, в том числе и редкие – в виде пары ажурных листьев, соединенных лентой и украшенных в технике сажения по бели.
В собрании «русской старины» Н.Л. Шабельской сохранились старинные украшения «ряски» («рясна»), крепящиеся к женскому головному убору в области висков или очельной ленте. Они ниспадали на грудь и сообщали всему комплексу головного убора определенных контур. Согласно археологическим данным, в домонгольскую эпоху этот тип украшений изготовляли из разных металлов (золота, серебра, меди) в виде составных височных подвесок (соединённые друг с другом бляшки или звенья цепей), длина которых доходила до 50 сантиметров. Коллекция Н.Л. Шабельской презентирует тип рясен – сплетенных из рубленого перламутра.
Самую разнообразную по форме группу украшений представляют собой шейные и шейно-нагрудные и нагрудные. В коллекции Н.Л. Шабельской представлены севернорусские типы украшений: шейные – ожерелья-«ошейники»; нагрудные и шейно-нагрудные – «наборочники» (в виде неширокого воротника округлой формы, разомкнутого сзади), нагрудники (в виде напоминающего манишку большого банта с тремя концами, пришитого к крепящейся на шее полосе ткани с завязками), ожерелья разных конструкций (ошейник с поднизью или оборкой из ленты, многоярусные с сажением по бели или тесьме), цепи металлические с крестами или плетенные из рубленого перламутра и бисера. Украшения декорированы в техниках золотного шитья, разных способов сажения по бели (по глухому фону или непосредственно по шнуру). В отделке многих украшений использованы металлизированные нити, канитель, половинчатый жемчуг, рубленый перламутр, металлические блестки, стекло в кастах и цятах. На наиболее ранних украшениях присутствуют такие отделочные материалы, как фольга и стеклянные блестки. Края украшений обшивали трунцалом, кружевом и бахромой из металлизированных нитей; в качестве нашивок использовали узкие полоски позумента. Иногда к нижнему краю ошейника или наборочника пришивали несколько шелковых лент.
Собрание «русской старины» Н.Л. Шабельской сохранило такие редкие предметы старинного костюма, как накладные манжеты, которые в разных местностях называли «поручнями», «подзаперстьями», «запястьями». Это парные предметы прямоугольной или трапециевидной формы с расположенными на боковых краях завязками, крючками или петлями для шнура, которые накладывали на запястье поверх края рукава рубахи. Манжеты из коллекции собирательницы демонстрируют все названные способы крепления, а также разные приемы декорирования – шитье рубленым перламутром по настилу из бумаги, золотное шитье, сажение по бели половинчатым жемчугом по ажурному фону, вышивка шелком, обшивание сосборенной лентой.
В коллекции Н.Л. Шабельской есть несколько запонок, которые в народном костюме использовали преимущественно для скрепления ворота рубахи и назывались «запонами». Их изготовляли из меди, латуни, серебра в виде неподвижных ножки и диска (застежной части) и расположенной на ножке верхушки полусферической или шаровидной формы. Верхушку обычно декорировали, часто в техниках зерни и скани, а также с помощью разноцветных граненых стекол в металлических гнездах.
Пуговицы в традиционном костюме выполняли не только функцию застежки, но были и украшением платья, и знаком уровня зажиточности, и о́бережным элементом. Декоративная роль пуговиц определялась их материалом, формой и отделкой. В собрании Н.Л. Шабельской представлены пуговицы из разных металлов (меди, серебра, позолоченные), жемчуга, бирюзы, разноцветных стекол. В их отделке использованы такие технологические приемы, как скань, зернь, тиснение, гравировка, чеканка и даже текстильный прием сажения по бели. Ценность материалов и количество пуговиц на одежде свидетельствовали о богатстве и социальном положении человека. Нередко драгоценные пуговицы входили в приданое невесты. Однако древняя функция пуговиц – защитная. Во-первых, их раньше делали преимущественно из металла, который в народном сознании наделялся магической силой (от дурного глаза и т.п.). Во-вторых, благодаря декору, если он был, или просто выпуклой форме пуговица привлекала к себе взгляды и отвлекала внимание от ее владельца. В-третьих, пуговица зачастую скрепляла ворот, скрывая уязвимые места.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.