Вернуться
Альбомы

Образцы вышивки в коллекции Н.Л. Шабельской

Дата:

02.08.2023

Серия:
Вышивка
Personalia
Народ:

русские

Аннотация:

В собрании известнейшей собирательницы русской старины Н.Л. Шабельской помимо народной одежды, головных уборов, платков, предметов утвари из текстиля, дерева, металла, кости, немалое место занимают образцы вышивки. Вышивка – один из основных технологических приемов декорирования текстильных предметов: домашней интерьерной утвари (полотенец, подзоров и других постельных принадлежностей, занавесок), деталей одежды (рубах, передников, нагрудной одежды и др.) и головных уборов. Техники вышивка чрезвычайно разнообразны. Наиболее ранними исследователи считают швы, связанные со счетом нитей. К счетным техникам относятся «роспись», строчка, набор, счетная гладь, косая стежка, косой и прямой крест, швы «козлик», «косичка» и другие. Роспись – двусторонняя вышивка, при которой возникает графичный узор, состоящий из тонких линей, образуемых мелкими стежками по горизонтали, вертикали и диагонали. Роспись использовали для создания как самостоятельных сюжетных композиций, так и для бордюров, ограничивающих пространство основного рисунка. Строчка, или строчевая вышивка, включает все разновидности ажурного (сквозного) шитья. Для выполнения большинства строчевых вышивок из ткани предварительно выдергивают нити основы и/или утка для создания разреженных участков или сетки. Простейшей формой строчевой вышивки является мережка, для выполнения которой из ткани выдергивают нити либо по основе, либо по утку. В прореженной полосе различными способами перевивают нити ткани, соединяя в пучки и образуя разные рисунки. Частый прием строчевой вышивки – перевить прореженной сетки: белыми или разноцветными нитями. Перевитую сетку заполняют различными узорами. Наиболее распространенными приемами для этого являются настил (горизонтальный, вертикальный, по диагонали; одним цветом или полихромный), одинарная или двойная штопка (поверх ряда клеток сетки с одного края рисунка до другого натягивают нить, а при обратном ходе ею перевивают места ее пересечения с сеткой; таким же образом заполняют клетки в направлении других краев сетки), воздушная петля (рабочую нить закрепляют, после чего, ею обвивают неплотными петлями поочередно каждую сторону клетки перевитой сетки), стлань (способ штопки по неперевитой сетке, обычно более толстыми нитями, чем в сетке, и иногда – цветными нитями), стяги (стягивание рабочей ниткой нитей холста в соответствии с рисунком) и др. Контуры рисунка в строчевой вышивке выделяют с помощью обводки разными швами (стебельчатым, тамбурным и др.). Внутри контура рисунок может быть выполнен с помощью разнообразных разделок с использованием указанных и других приемов. В севернорусской вышивке сложились выделяющиеся своей стилистикой и приемами так называемые строчки по письму – строчевые вышивки, в которых сочетаются сквозные и глухие швы, выполняемые, как правило, белыми нитками по белому холсту. Это вологодская строчка по письму (рисунок создается стягами и счетными гладьевыми швами атласниками; контур рисунка обводится тамбурным швом один раз) и олонецкая строчка по письму (в рисунке часто используются декоративные дырочки, сформированные стягивающими гладьевыми швами; контур рисунка обводится тамбурным швом два раза). Вариантом строчки является вышивка по филейной сетке (созданной не выдергом нитей в ткани и перевитью, а специально сплетенной). Основные технологические приемы этой строчки те же: преимущественно настил, а также разные разделки. Еще один вид строчевой вышивки – вырезы, при которых ажурность создается за счет сетки в виде проемов в ткани, для чего сначала гладьевым валиком обрабатывается контур проемов, а затем ткань вырезается в нужных местах. Техникой на грани вышивки и игольного кружева является строчка «вологодское стекло». В отличие от других строчек основу вологодского стекла составляют столбики из цельных полосок ткани, между которыми формируется сетка из воздушных петель. Среди счетных техник одна из древних и широко распространенных – набор. Это двухсторонняя вышивка, которая по фактуре и стилистике напоминает двууточное браное ткачество. Наборы бывают горизонтальными и вертикальными. Типологически близким набору является техника счетной глади, которая бывает одно- и двусторонней. Односторонняя гладь выполняется по лицевой стороне ткани, а на изнанке остаются мелкие, в одну нитку, стежки по контуру узора; двусторонняя – настилается одновременно по лицевой и изнаночной сторонам. Вышивка создается по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. В зависимости от положения стежков гладь бывает прямая и косая (может быть с разным наклоном). Вариантом счетных гладьевых швов является «косая стежка». В этой технике стежки идут в косом направлении, движение их идет вверх и в сторону. Каждый косой стежок идет на две нити выше предыдущего. Шов можно выполнять в трех направлениях: по вертикали, горизонтали и диагонали. На изнанке получаются непрерывные горизонтальные или вертикальные линии. Более поздней счетной техникой исследователи считают косой крест. Приемы создания косого креста могут быть разные: простой (на изнанке получаются прямые вертикальные или горизонтальные стежки) и двусторонний. Свободной называют вышивку, которая выполняется не по счету нитей, благодаря чему могут получаться изображения с округлыми очертаниями, а не строгими геометрическими. К свободным швам относятся тамбур, стебельчатый, несчетные гладьевые швы и др. Тамбурный и стебельчатый швы используются для создания основного изображения и/или для обводки контуров рисунка. Несчетная гладь позволяет вышивать сложные стилизованные и реалистичные изображения. Собрание вышивок Н.Л. Шабельской имеет высокий уровень репрезентативности и включает образцы большинства известных технологических приемов счетной и свободной вышивки.

Авторы:

Мадлевская Елена Львовна, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа, кандидат филологических наук