04.10.2023
русские
Одну из наиболее ярких частей коллекции русского народного костюма, собранной в последней четверти XIX века Н.Л. Шабельской, составляют девичьи и женские головные уборы. Особенностью этого собрания является, с одной стороны, значительное количество разнообразных по форме и декору уборов, датируемых XVIII – XIX веками, с другой стороны – наличие вариантов повязок, сорок, кокошников, происходящих из одной локальной традиции.
Мадлевская Елена Львовна, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа, кандидат филологических наук
В основе девичьих головных уборов лежит принцип венка: они охватывают голову, но макушка и заплетенные в одну косу волосы остаются открытыми. В коллекции много повязок из северно-, центрально- и южнорусских регионов в виде прямоугольной полосы (иногда со скобкообразной выемкой по нижнему краю), большей или меньшей высоты, с ниспадающими сзади по спине одной или двумя лопастями, лентами. Нередко повязки имеют спускающуюся на лоб поднизь, снизанную в форме многоярусных фестонов или сплетенную виде косой сетки из перламутра или бисера. Своеобразием отличается олонецкая перевязка в виде разъемного обруча (чаще он бывает глухим), украшенного позументом и вышивкой фальшивым жемчугом. Собрание включает несколько видов венцов: глухих с полукруглым верхним краем (архангельский, вологодский, псковский) и ажурных с городчатым верхним краем в виде короны (новгородские, олонецкий).
Девушка в традиционном костюме. Русские. Архангельская губерния. 1890-е гг. РЭМ 8764-767
Девичьи уборы изготовлены из дорогих материалов (парчи, полупарчи, тафты, штофного шелка), некоторые украшены позументом, многие декорированы в техниках золотного шитья и/или сажения по бели жемчугом, рубленым перламутром, цветными гранеными стеклами в металлических кастах и т.п. К редким уборам относятся семигородный архангельский венец, являющийся частью венчального головного убора (он надевается поверх праздничной повязки с прямоугольным очельем), и костромской одиннадцатигородный венец. Венцы декорированы сажением по бели, разноцветными стеклами и вышивкой металлическими блестками «насыпью». Сложную форму имеют также тверской венец и вологодская венчальная коруна, которую тоже надевали на девичью повязку; оба убора состоят из прямоугольного разъемного околыша, поверх которого нашита рельефная ажурная полоса, украшенная в технике сажения по бели.
Женские головные уборы чрезвычайно разнообразны по форме, материалам и отделке, но, в отличие от девичьих повязок и венцов, всегда полностью закрывают волосы женщины, свитые в круглую кичку или заплетенные в две косы и уложенные на голове.
Сороки
Наиболее архаичным типом женских уборов является многосоставная сорока. Ее основа – твердая кичка из простеганного холста, иногда с деревянными деталями – придает форму убору (копытообразную, рогатую и др.). Сама сорока обычно сшита из красивой яркой ткани, украшена на очелье и иногда сзади вышивкой золотными, шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитями, блестками. Часто третьей деталью убора является накладной позатылень, декорированный золотным шитьем и/или плетеной бисерной сеткой. В коллекции Н.Л. Шабельской представлено большое число сорок разных регионов (южнорусские, входящие в состав костюма с поневой, а также северо-западные тверские и редкие северные олонецкие, которые носили в наряде с сарафаном).
Кокошники
Кокошники самых разных типов представляют собой жемчужину коллекции Н.Л. Шабельской. Гребенчатые кокошники демонстрируют многообразие размеров и форм. Это уборы с островерхими треугольными гребнями (костромские), с гребнями округлой формы, направленными вверх и/или вперед (костромские, нижегородские, пензенские, владимирские, тверские), конусообразными гребнями (олонецкие). Среди кокошников редкими являются старинные курские двухгребенчатые уборы. Собрание включает также разнообразные типы сборников – кокошников, у которых гребень собран в частую или редкую сборку (архангельский, вологодские, костромские). Кроме гребенчатых уборов, в коллекции немало и отличающихся по размеру кикообразных кокошников, состоящих из очелья и цельнокроеных дна и задника. Здесь большие новгородские кики с объемными складчатыми поднизями, средние и малые каблучки с разным наклоном дна, формой поднизи и накладным или пришивным позатыльником (тверские и смоленские), кокошники однодворческого типа, низкие костромские шапочки и один редкий вологодский убор. К кикообразным кокошникам примыкают мягкие вологодско-костромские шапочки, отличающиеся дополнительными вышивными деталями по бокам – клиньями, и обязательными многоярусными фестончатыми поднизями. В составе собрания есть повойникообразные кокошники (с околышем вокруг головы и круглым дном) московского и севернорусского типов, имеющих своеобразные черты в стилистике декора. Уникальным среди них является олонецкий кокошник, богато декорированный в технике сажения по бели.
Кокошник «шишак» – женский головной убор. Русские. Псковская губерния. Кон. XVIII в. РЭМ 6683-143
Среди дошедших до нас кокошников колпакообразного типа (состоящих из равных по высоте передней и задней частей) наиболее ценным следует назвать вошедший в коллекцию шишак. В данной локальной традиции кокошник «шишак» имеет отделку в виде множества шишек, декорированных в технике сажения по бели. На уборе из собрания Н.Л. Шабельской их 41 штука.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.