Экспонаты
Люлька «апа». Манси
Люлька «апа». Манси
Название
Люлька «апа»
Народ
Территория
Ханты-Мансийский национальный округ, Береговский район, Ломбовож
Датировка
втор. треть XX в.
Собиратель
Попова М. С.
Темы
Воспитание и обучение детей, семейное (домашнее), уход за детьми
Материал
Дерево (береста); кожа; кожа: натуральная: замша: ровдуга; мех; нити: животного происхождения: шерстяные: волос
Техника
Обработка дерева: резьба; обработка дерева: вываривание; обработка дерева: гнутье; обработка кожи и меха: сшивание (шитье)
Размер
Выс. спинки – 44,0; шир. – 36,0; дл. кузова – 43,0; шир. – 28,0
Коллекция
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Коллекционный номер
РЭМ 7812-11/1
Аннотация
Резными планками спинка колыбели делится на девять частей, в каждой процарапан узор: в центре (у верхнего края) – птица. По традиции в этом месте изображали тетерку или глухаря, т. е. «птицу сна». Но в данном случае графика фигуры больше напоминает трясогузку. Под ней располагается крест. Другой крест можно увидеть в нижнем левом углу спинки. (Мотив крестов довольно часто встречается в финно-угорском орнаменте, но, как правило, они представляют линейный орнамент.) В боковых секциях на спинке и в ногах колыбели повторяются два варианта мотива «заячьи уши». Этот узор, нанесенный вертикально и горизонтально, в некоторых местах дополнен разными типами зигзагов. Узор на левом и правом бортах колыбели одинаковый. В больших секциях располагается орнамент «мāнь охсар конлōвыл» – «локоть молодого лисенка», а в маленьких секциях процарапаны зигзаги. Отличительной чертой данной колыбели является то, что основные ленточные орнаменты, расположенные горизонтально, представлены в перевёрнутом виде. Таким образом, правильно они будут читаться только со стороны ребенка. Приобретена от М.С. Поповой в 1968 г.
Выставки
Радуга на снегу г. Нарьян-Мар 2017
Красота земная: образ женщины в народной культуре г. Санкт-Петербург 2020
Мир детства в традиционной культуре народов России г. Великий Новгород 2022