Вернуться
Альбомы

Орнаментика. Берестяные колыбели обских угров

Дата:

03.12.2021

Серия:
Орнаментика
Детство
Народ:

ханты; манси; вогулы

Аннотация:

В Российском этнографическом музее хранится около 40 колыбелей обских угров и 6 моделей. Колыбель является наиболее устойчивым элементом любой традиционной культуры. Ей придается большое значение как месту обитания ребенка в первые три года его жизни. Орнамент на колыбели наносили не только для их украшения – он также имел защитные магические функции. Берестяные люльки у хантов и манси изготовляли исключительно женщины. Люльки были двух типов – дневные и ночные; оба типа состояли из двух слоев бересты и имели следующие части: полуовальное дно, гнутый бортик и спинку. Конструкции колыбелей различались только по высоте; в редких случаях отсутствовала спинка, прикрепленная почти под прямым углом к дну. Края бортов и спинки укрепляли тонкими деревянными планками; основное поле, состоящее из нескольких секций, густо украшали орнаментом. Кору на разделяющих планках иногда надрезали и частично убирали, чтобы получился орнамент из чередующихся светлых и темных квадратов или треугольников. Узоры выполнялись соскабливанием верхнего слоя бересты при помощи ножа. Перед этим бересту держали над огнем для придания ей, более темного оттенка. Затем перед самым нанесением орнамента ее смачивали горячей водой, для более лёгкого снятия верхнего слоя. Декор локализуется в секциях, образованных деревянными планками, на спинке и боковых стенках колыбели с внешней стороны. По краям каждого сегмента имеется рамка из прямых и наклонных полос. Орнаментация вертикальная (только на спинках), горизонтальная (на спинках и бортах) и наклонная (только на бортах). Количество секций на спинках колыбелей варьировалось. Как правило, верхнюю часть две пересекающиеся по диагонали рейки делят на четыре поля. Средняя и нижняя части спинки также могли делиться по вертикали на несколько прямоугольных секторов. Преобладает геометрический орнамент с зооморфными, орнитоморфными, антропоморфными (редко) и растительными знаками. Линейный орнамент в большинстве случаев располагается в нижней части спинки и в трапециевидном сегменте в ногах колыбели; иногда в средней части спинки и на бортах. Орнаментальные композиции, как правило, находятся в верхней и средней частях спинки, изредка в крупных секциях на бортах. Наблюдается осевая симметрия на стенках, нередко и на спинке. Некоторые исследователи объединяют в особый тип криволинейные орнаменты, в основу которых часто положен зигзаг. Так называемые свободные композиции заполняют все поле секции и не имеют специального названия. Источниками интерпретаций орнаментальных мотивов стали данные, собранные исследователями непосредственно у носителей культуры в конце XIX – ХХ в. Обязательным является присутствие на спинках всех люлек в том месте, где должна находиться головка малыша, изображения «птицы сна» «улем уй» (манси), «ханшаӊ лук» – «пестрый глухарь» (ханты). Существовало поверье, что одна из душ человека имеет образ птицы тетерки или глухаря, которая во время сна вылетает из тела. Чтобы «закрепить» эту душу, на люльке процарапывали изображение этой птицы. В самом центре спинки находится прямоугольный сегмент – «сӑм лот» – «углубление сердца». Казымские ханты считали, что можно испортить ребенку жизнь, если нанести на эту зону орнамент. И только в исключительных случаях здесь изображали стилизованную фигуру медведя, который наделял «так сам» – «крепким сердцем», т.е. мужеством. В коллекциях РЭМ имеется несколько колыбелей, не имеющих узоров в этой зоне. Изображения присутствуют лишь в ряде случаев, что, возможно, объясняется локальной традицией. Также важным было заполнение области у ног ребенка. Т.А. Молданова указывает на особое название узора – «курпат ханши» («подошвы ног узор») на казымских колыбелях. Она отмечает, что узор должен был быть сложным и выполнял защитные функции. Одними из часто повторяющихся мотивов являются такие как: «шовр паӆ» – «заячьи уши» (манс. «сōвыр паль») или «шовр калтом» – «заячий след». Вероятно, это связано с женским духом Калтащ, покровительницей женщин и детей, одной из ипостасей которой является заяц. Другие часто встречающиеся орнаменты: «нюхас» – «соболь», «ай хор оӊат» – «рога маленького хора», «березовая ветвь». Следует отметить, что один и тот же орнамент у хантов и манси, а также разных локальных групп, может носить разные названия. Так, например, «рога маленького хора» будут аналогичны узору «заячьи уши». Не следует забывать, что каждая мастерица вкладывала свой смысл в название и значение того или иного орнамента. Хотя имеются и устойчивые во времени и пространстве элементы, например, «птица сна». Представленные типы орнамента не являются исключительными для колыбелей – их можно наблюдать на другой берестяной утвари и одежде. Декор на берестяных изделиях, в том числе колыбелях, обских угров является своего рода визитной карточкой этих этносов. Следует отметить, что на мансийских колыбелях орнамент более ритмичен, есть склонность к заполнению всего поля секции, путем нанесения штрихов и дополнительных мелких геометрических элементов. Большая часть выбранных для анализа колыбелей поступила в музей в первой половине ХХ в. На них присутствуют архаичные виды узоров, выполненных в иной, более искусной технике. Литература: Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. Томск, 1999. С. 167. Sirelius U.T. Ornamente auf Birkenrinde und Fell bei den Ostjaken und Wogulen. Helsingfors, 1904. Чернецов В.Н. Орнамент ленточного типа у обских угоров // СЭ. 1948, № 1; Лукина Н.В., Рындина О.М. О семантике орнамента восточных хантов // Этнокультурные процессы в Западной Сибири. Томск, 1983. Молданова Т.А. Указ. соч.; Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Томск, 2000. Молданова Т.А. Указ. соч. С. 15. Она же. Казымский орнамент. Ханты-Мансийск, 2013. С. 33.

Авторы:

Андреева Елена Анатольевна, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока