Вернуться
Экспонаты

Конец к полотенцу. Русские

Название:

Конец к полотенцу

Народ:

Русские

Территория по музейной документации:

Европейская Россия

Датировка:

втор. треть. XIX в.

Собиратель:
Шабельская Наталья Леонидовна (1841-1904) (коллекционер)
Темы:

Ремесло. Текстиль, ткацкое

Материал:

Ткань: холст (из растительных материалов: льняная); ткань: лента: шелковая; нити: животного происхождения: шелковые; нити: металлические (кружево)

Техника:

Обработка текстиля: крой; обработка текстиля: шитье; обработка текстиля: вышивание (гладьевые швы с прикрепами и обводкой; швы «назад иголкой», «вперед иголкой»)

Размер:

Дл. - 64,0; шир. - 37,0

Коллекция:

Культура русского народа

Коллекционный номер:

РЭМ 6683-660/2

Аннотация:

Орнамент стилизованный растительный, орнитоморфный и зооморфный. В центре композиции крупное изображение чаши с трехконечным крестом, вокруг которого вьется пышная виноградная лоза с большими кистями ягод. Справа и слева от нее вышиты: наверху – изображение голубя с веткой в клюве; посредине – изображение птицы, напоминающей паву Внизу с одной стороны изображена фигура льва, с другой – фигура оленя. Вышивка (гладьевые швы с прикрепами и обводкой; швы «назад иголкой», «вперед иголкой». Декор вышит шелковыми и металлизированными нитями в технике гладьевых швов (местами с прикрепами и обводкой), а также швами «назад иголкой» и «вперед иголкой». Орнамент пронизан библейской символикой. Образ виноградной лозы является доминирующим в композиции, он выступает как символ Иисуса Христа. Образ трехконечного креста, так называемого тау-креста, в христианстве иногда воспринимался в качестве креста-распятия; многие исследователи считают, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Изображение голубя с ветвью в клюве отсылает к образу голубя Ноя, изображение павы – к образу павлина, соотносящегося в христианской культуре с мотивами рая и причастия. Многозначны в христианской культуре образы льва и оленя. Их изображения могут отсылать к эмблематическим образам (при этом возможно, олень выступает как аналог единорога). Пара «лев – единорог» хорошо известна русским из текста «Голубиной книги». Образ льва также широко соотносим с идеей защиты святынь. Олень в христианстве является символом благочестия и чистоты, а также символизирует душу. Поступил в РЭМ от Н.Л. Шабельской в 1905 г.

Выставки:
Русский стиль: собрание русской старины Н.Л. Шабельской г. Псков 2024
Собрание русской старины Натальи Леонидовны Шабельской 2022