Вернуться
Экспонаты

Ступа «Субурган». Китайцы

Название:

Ступа «Субурган»

Народ:

Китайцы

Территория по музейной документации:

Китайская Империя, Алашань

Датировка:

XVIII в.

Собиратель:
Козлов Петр Кузьмич
Романов Николай Александрович (Император Николай II)
Темы:

Религиозный культ, буддизм

Материал:

Стекло; металл; камень; краска; бумага

Размер:

Дл. – 12,0; шир. – 12,0; выс. – 19,0

Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока

Коллекционный номер:

РЭМ 2604-2

Аннотация:

Ступа алтарная монгольской работы, изготовленная в Долонноре, так называемом «городе буддийских ваятелей», изделия которых распространялись далеко за пределы Внутренней Монголии и были популярны даже в Тибете. Данный экспонат был приобретен известным путешественником и исследователем Центральной Азии П.К. Козловым в Алашани (один из аймаков Внутренней Монголии) во время Монголо-Сычуаньской экспедиции (1907–1909). Коллекция, в которую входит данная ступа, была выкуплена у собирателя Императором Николаем II и в 1911 г. преподнесена в дар Этнографическому отделу Русского музея императора Александра III. Высочайший дар зарегистрировал известный востоковед и буддолог князь Д.Э. Ухтомский 13 февраля 1914 г. Первоначально ступа (санскр., тиб. – чортен; монг., бур. – субурган, тув. – сувург, сувурган) – культовое сооружение под открытым небом, выполняющее функции реликвария или мемориала. Кроме ступ, являющихся архитектурными сооружениями, постепенно появились и алтарные ступы. Алтарные ступы могут временно изыматься из алтаря и использоваться в религиозных церемониях. Символика деталей ступы (в целом она рассматривается как вертикальная модель Вселенной) очень сложна. В традиции северного буддизма ступа имеет три основные части: трон (постамент), средняя часть в виде перевернутого сосуда и навершие в виде Солнца, Луны и пламенеющей капли. На постаменте обычно изображали львов, символизирующих бесстрашие, а между ними — драгоценность (символ Тройственного Прибежища – Будда, Дхарма (буддийское Ученик), Сангха (буддийская церковь)). Основание ступы является символом Великого элемента Земли и разделено на несколько ступеней. Вторая часть ступы называется бумпа – сосуд (тиб.), она обозначает элемент Воды, а на духовном уровне – семь факторов Просветления. В этой части ступы помещается какое-либо священное изображение. Над бумпа помещается хармика, символизирующая Восьмеричный благородный путь. Далее – шпиль, символизирующий Огонь, состоящий из тринадцати дисков (тринадцать мистических сил Будды). Над дисками покоится небольшая полусфера в виде чаши, представляющая элемент Воздуха, обычно спрятанная под зонтиком. Пятый Великий элемент – Пространство изображается на самом верху в виде пламенеющей капли. Под ней – Солнце и Луна. Таким образом, семантика ступы включает в себя основные доктринальные понятия, раскрывающие главную религиозную цель буддизма и ее реализации; символику основных пяти элементов, выражающих основные состояния материи (Земля, Вода, Огонь и Воздух) и Пространства, как условия существования материальных форм; энергетические каналы и чакры человеческого организма (тождество и единство микро- и макрокосмоса). Дар Николая II. 1911 г. Автор аннотации: Романова С.В. Атрибуция: Ю.И. Елихина

Выставки:
Этнокультурное наследие народов России и Шёлковый путь г. Ростов-на-Дону 2019
"Буддизм в традиционной культуре народов России" г. Санкт-Петербург 2009
Дом Романовых - дарители и собиратели г. Санкт-Петербург 2014
Цари - народам, народы - царям г. Челябинск 2017-2018
Взгляд на Восток г. Санкт-Петербург 2015-2016