Вернуться
Альбомы

Выставка «Этнокультурное наследие народов России и Шелковый путь»

Дата:

18.12.2019

Серия:
Альбомы к выставкам
Народ:

чеченцы; осетины; башкиры; русские; армяне; кабардинцы; балкарцы; ногайцы; узбеки; казахи; татары крымские; казаки уральские; туркмены ставропольские; калмыки; персы; кубачинцы; лезгины; тувинцы; табасараны; хакасы; аварцы; азербайджанцы; лакцы; якуты; шапсуги; болгары; гагаузы; карачаевцы; буряты; татары; турки; осетины; балкарцы; монголы; староверы; китайцы; сарты; бжедуги; казаки донские; дидойцы; лезгины; текинцы; калмыки; чеченцы; караногайцы; татары казанские

Аннотация:

Великий шелковый путь – система торговых магистралей, связавших между собой Древний Китай и Западную Европу, – сложился два тысячелетия назад, на рубеже старой и новой эры. Он играл первостепенную роль в торговых и культурных взаимоотношениях разных регионов Евразии до начала Великих географических открытий и оказал значительное влияние на этнокультурные процессы в масштабах континента. Северная трасса Великого шелкового пути пролегала через Южную Сибирь и Казахстан, огибала Каспийское море и проходила по «степному коридору» Евразии до Балатона. В Северо-Восточном Причерноморье-Приазовье сухопутная дорога разветвлялась: одна проходила через Причерноморские степи, другая сменялась на водную, черноморскую, которая вела через Босфорский пролив в Средиземное море. Спустя столетия после прекращения функционирования Великого шелкового пути его «дыхание» ощущается в культурах народов, населяющих земли от Китая до Черного моря. Об этом свидетельствуют представленные в альбоме этнографические памятники с этих территорий, датируемые второй половиной XIX – первой половиной XX вв. В определенной мере их можно считать наследием древней торговой магистрали и источником изучения явлений, ею порожденных. Около 300 артефактов из фондов музея представляют регионы России и сопредельных стран, расположенные вдоль северного ответвления Великого шелкового пути от Алтая до Азовского моря и Крыма. Каждый из этих регионов занимал важное место в торговых отношениях Востока и Запада, в то же время их связывала между собой и с соседними территориями разветвленная система внутренних дорог. Южная Сибирь находилась в постоянных контактах с Монголией, Китаем и Тибетом; в Казахстане пересекались дороги, ведущие в Центральную Азию; в Приуралье, в Прикаспии и на Кавказе Шелковый путь встречался с Великим Волжским путем и дорогами в сторону Ирана; по Черному морю везли товары в Малую Азию и страны средиземноморского бассейна; сразу несколько торговых магистралей пересекали Кавказский перешеек между Каспийским и Черным морями. В этом контексте Приазовье и Нижнее Подонье можно рассматривать как вход из Средиземноморья вглубь Евразийской территории и наоборот. Альбом знакомит с цивилизационной характеристикой означенных регионов, обладающих этнокультурной целостностью. Важной её составляющей является тема религиозного культа. Часть Евразийского пространства, где некогда пролегала северная трасса Великого шелкового пути, была зоной тесного контакта больших мировых конфессий: восточного христианства, ислама, северного буддизма. Предлагаемые для обозрения предметы использовались и в храмовых ритуалах, и в народной обрядовой практике. Согласно традиционным представлениям, они наделялись магической силой и осмыслялись как непременная составляющая мировоззренческой системы этноса. В альбоме представлены такие уникальные экспонаты музея как ступа «Субурган» и музыкальные инструменты «ганглины», связанные с буддийским культом. Через региональную специфику раскрывается значение шелка и всего, что с ним связано, в традиции того или иного народа. Так, шелковые ткани разных ценностных категорий можно увидеть в костюмных комплексах, являющих собой яркий показатель этнической самобытности. Предметы, связанные с особенностями изготовления и потребления традиционных напитков, также наглядно иллюстрирует региональную и этническую специфику во всем многообразии. В контексте альбома шелк и чай, главные экспортируемые товары, воспринимаются как основные элементы проявления внешнего воздействия в традиционной культуре, что можно возвести к наследию Великого шелкового пути, и как исторической реалии и как метафоре евразийских связей. В альбоме представлены предметы быта донских и уральских казаков, а также многонационального и поликонфессионального населения Крыма. В формировании казачества помимо русских принимали участие украинцы, кавказские и тюркоязычные народы. Самобытные черты культуры разных групп казачества объясняются их происхождением, адаптацией к новым природным условиям и контактами с местным населением. Население Крыма сформировалось в результате слияния групп, сохранявших традиции различных евразийских территорий, и освоения ими тюркского (крымско-татарского) языкового базиса. Издавна городские базары и рынки являлись не только торговой зоной, но и средоточием общественной жизни, местом встречи культур и обмена информацией. В альбоме можно увидеть ковры, изделия из меди, шелковые ткани – престижные и дорогие товары, неизменно пользовавшиеся особым спросом у разных народов. Для истории народов России наследие Великого шелкового пути имеет двоякое значение: с одной стороны, оно позволяет рельефнее очертить культурное своеобразие каждого из отмеченных регионов, с другой – показать «вечное» функционирование больших и малых евразийских трасс с разными формами взаимодействия народов.

Авторы:

Дмитриев В.А. Главный научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Зимина Т.А. Ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа