Вернуться
Ступа «Субурган». Китайцы
Ступа «Субурган». Китайцы
Название
Ступа «Субурган»
Народ
Территория по музейной документации
Китайская Империя, Алашань
Датировка
Собиратель
Козлов Петр Кузьмич
Романов Николай Александрович (имп. Николай II)
Материал
Стекло; металл; камень; краска; бумага
Размер
Дл. – 12,0; шир. – 12,0; выс. – 19,0
Коллекция
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Коллекционный номер
Аннотация
Ступа алтарная монгольской работы, изготовленная в Долонноре, так называемом «городе буддийских ваятелей», изделия которых распространялись далеко за пределы Внутренней Монголии и были популярны даже в Тибете. Данный экспонат был приобретен известным путешественником и исследователем Центральной Азии П.К. Козловым в Алашани (один из аймаков Внутренней Монголии) во время Монголо-Сычуаньской экспедиции (1907–1909). Коллекция, в которую входит данная ступа, была выкуплена у собирателя Императором Николаем II и в 1911 г. преподнесена в дар Этнографическому отделу Русского музея императора Александра III. Высочайший дар зарегистрировал известный востоковед и буддолог князь Д.Э. Ухтомский 13 февраля 1914 г. Первоначально ступа (санскр., тиб. – чортен; монг., бур. – субурган, тув. – сувург, сувурган) – культовое сооружение под открытым небом, выполняющее функции реликвария или мемориала. Кроме ступ, являющихся архитектурными сооружениями, постепенно появились и алтарные ступы. Алтарные ступы могут временно изыматься из алтаря и использоваться в религиозных церемониях. Символика деталей ступы (в целом она рассматривается как вертикальная модель Вселенной) очень сложна. В традиции северного буддизма ступа имеет три основные части: трон (постамент), средняя часть в виде перевернутого сосуда и навершие в виде Солнца, Луны и пламенеющей капли. На постаменте обычно изображали львов, символизирующих бесстрашие, а между ними — драгоценность (символ Тройственного Прибежища – Будда, Дхарма (буддийское Ученик), Сангха (буддийская церковь)). Основание ступы является символом Великого элемента Земли и разделено на несколько ступеней. Вторая часть ступы называется бумпа – сосуд (тиб.), она обозначает элемент Воды, а на духовном уровне – семь факторов Просветления. В этой части ступы помещается какое-либо священное изображение. Над бумпа помещается хармика, символизирующая Восьмеричный благородный путь. Далее – шпиль, символизирующий Огонь, состоящий из тринадцати дисков (тринадцать мистических сил Будды). Над дисками покоится небольшая полусфера в виде чаши, представляющая элемент Воздуха, обычно спрятанная под зонтиком. Пятый Великий элемент – Пространство изображается на самом верху в виде пламенеющей капли. Под ней – Солнце и Луна. Таким образом, семантика ступы включает в себя основные доктринальные понятия, раскрывающие главную религиозную цель буддизма и ее реализации; символику основных пяти элементов, выражающих основные состояния материи (Земля, Вода, Огонь и Воздух) и Пространства, как условия существования материальных форм; энергетические каналы и чакры человеческого организма (тождество и единство микро- и макрокосмоса). Дар Николая II. 1911 г. Автор аннотации: Романова С.В. Атрибуция: Ю.И. Елихина
Выставки
Этнокультурное наследие народов России и Шёлковый путь г. Ростов-на-Дону 2019
"Буддизм в традиционной культуре народов России" г. Санкт-Петербург 2009
Дом Романовых - дарители и собиратели г. Санкт-Петербург 2014
Цари - народам, народы - царям г. Челябинск 2017-2018
Взгляд на Восток г. Санкт-Петербург 2015-2016