Вернуться
Экспонаты

Ожерелье – шейно-нагрудное женское украшение. Эстонцы

Название:

Ожерелье – шейно-нагрудное женское украшение

Народ:

Эстонцы

Территория по музейной документации:

Эстляндская губерния

Датировка:

XIX в.

Собиратель:
фон-Каулль А. Э.
Материал:

Серебро

Техника:

Металлообработка: литье; металлообработка: чеканка; металлообработка: выколотка; металлообработка: резьба; металлообработка: гравировка; металлообработка: пайка

Размер:

Дл. - 24,5

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 2615-5

Аннотация:

Ожерелье «паатер» (paaterkee) – женское шейно-нагрудное украшение. Композиция ожерелья представляет собой низку из 23 серебряных полых бусин с гладкой или ребристой поверхностью. На проволоку с интервалом в две-три бусины прикреплены шесть серебряных монет-подвесок, в том числе четыре, центральные, в ажурной оправе – «монеты со спицами» (эст. kodaratega raha). Расположение монет: российские рубли времени правления императрицы Елизаветы Петровны, 1754 г. (монета-подвеска без оправы, крайняя слева), императора Петра III, 1762 г. (монета-подвеска без оправы, крайняя справа), императрицы Екатерины II, 1776 г. (две монеты-подвески в ажурной оправе – вторая и пятая в ряду). Четвертая в ряду монета-подвеска в ажурной оправе – талер 1670 г. императора Священной Римской империи Леопольда I. В центральной части ожерелья (третья слева в ажурной оправе) находится медаль работы цехового ювелира М.-В. Бракманна (Magnus Wilhelm Brackmann, 1808 – 1862 гг.) из г. Пернов (совр. Пярну) (см. также: РЭМ 6697- 56). Прообразом композиции медали послужил рубль-крестовик Петра Великого. На лицевой стороне выгравирован погрудный портрет императора в лавровом венке, на оборотной стороне в основном поле медали – изображения, символизирующие солнце и крест. В центре – круг, внутри которого ямками и дугами намечены глаза, брови, нос и рот; от этого своеобразного «лица» отходят четыре широкие полосы геометрического орнамента – «планки» прямого креста, пространство между которыми заполнено радиальными углубленными бороздками – «лучами». Вместо круговой легенды – полоса штрихового орнамента, украшенная зигзагообразной углубленной линией. В XV–XVI столетиях еще в период католической Ливонии в эстонский праздничный костюм вошли шейные украшения – паатер (paaterkee – «ожерелье патера»). Название предмета происходит от Господней молитвы «Отче наш» (латынь: Рater Noster), поскольку в состав ожерелья первоначально входили кресты, распятия, образки или медали (монеты) христианские амулеты (см. подобные подвески в составе украшения РЭМ 6797-20). После Реформации католические распятия и образки, чуждые лютеранству, были заменены подвесками-монетами (или имитациями монет) в ажурной оправе.

Выставки:
Балтика на перекрестке культур г. Санкт-Петербург 2021-2022
Звонкая монета г. Санкт-Петербург 2014-2015
Красота земная: образ женщины в народной культуре г. Санкт-Петербург 2020