30.08.2022
латыши; эстонцы; литовцы
Начиная с эпохи поздней античности, металлические украшения становятся непременным дополнением к мужской и женской одежде у всех народов Балтийского региона. В течении I – начала II тыс. н. э. ювелирное искусство германцев, финно-угров, балтов и славян развивалось в русле североевропейской традиции, постепенно обретая самобытные черты. Разнообразные фибулы, гривны, пекторали, набедренники, височные подвески, браслеты и кольца помимо декоративной функции исполняли роль магических оберегов и амулетов, защищавших их владельцев от злых сил и разного рода опасностей. По мере укоренения христианства в Северной Европе меняется идейно-художественное содержание орнаментальных композиций в ювелирном искусстве, появляются новые сюжеты и декоративные элементы, переосмысляются «вечные» универсальные символы, но высокий семиотический статус, исконно присущий металлическим украшениям, в крестьянской среде остается неизменным. В XVI–XVIII веках в процессе формирования этнолокальных комплексов народной одежды изделия из серебра и металла постепенно уходят из мужского костюма, но становятся неотъемлемой частью женской и девичьей одежды, свидетельствуя о благосостоянии семьи, ее социальном статусе, а подчас, и вероисповедании. Хранители и аккумуляторы древней магии женские украшения, бытовавшие в Балтийском регионе, могут служить примером органичного сочетания народных традиций, межэтнических связей и европейских художественных стилей. Во многом подобный феномен был обусловлен тем, что мастерами-изготовителями фибул, ожерелий, монет-подвесок были профессиональные цеховые ювелиры (немцы, шведы, датчане), работавшие в городах на «заказ» и для аристократии, и для крестьянского сословия. Под их влиянием в условиях растущего спроса в XVII–XVIII веках активизируется деятельность деревенских «мастеров украшений». Так в Латвии зарождаются сельские центры златоделия в Видземе и в Курземе. В результате этого своеобразного «сотрудничества» создаются оригинальные вариации видов украшений и их художественно-орнаментальных композиций. Некоторые из них, например, эстонская конусообразная фибула – «сыльг» или латышские сакты для наплечных покрывал во второй половине XIX века в период национального пробуждения в Латвии и Эстонии, наряду с народными костюмами получают статус национальных символов. В ХХ веке в ювелирном искусстве Балтийского региона параллельно с изготовлением украшений в этническом стиле по образцам XVIII–XIX веков чрезвычайную популярность приобретает историческая реконструкция, использующая археологическое наследие.
Засецкая М.Л., научный сотрудник ведущей категории
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.