Вернуться
Экспонаты

«Harpa» - 4-струнный лировидный смычковый музыкальный инструмент. Шведы : шведы балтийские (шведы островные) (шведы балтийские – атрибуция М.Л. Засецкой 1998–2004 гг.)

Название:

«Harpa» - 4-струнный лировидный смычковый музыкальный инструмент

Народ:

Шведы : шведы балтийские (шведы островные) (шведы балтийские – атрибуция М.Л. Засецкой 1998–2004 гг.)

Территория по музейной документации:

остров Вормс, Российская Империя, Эстляндская губерния, Гапсальский уезд, дер. Бусбю

Датировка:

Вторая четверть XIX века

Собиратель:
Темы:

Музыкально-хореографическое творчество, музыкальные инструменты; Праздники и обряды

Материал:

Дерево; материалы животного происхождения: внутренние органы: кишки; кожа: натуральная; металл

Техника:

Обработка дерева: долбление; обработка дерева: клейка; обработка дерева: колка; обработка дерева: пиление; обработка дерева: резание; обработка дерева: склеивание; обработка дерева: тесание; обработка дерева: шкурение

Размер:

Дл. - 51,0; шир. - 14,0; толщ. - 5,0

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 2993-4

Аннотация:

Инструмент музыкальный четырехструнный смычковый (смычок отсутствовал во время приобретения) домашней работы. Корпус сборный, трапециевидной формы, слегка расширяется кверху; в деке вырезаны два крестообразных резонансных отверстия. Струнодержатель в виде приплюснутого металлического кольца прикреплен в узкой части корпуса с помощью кожаного ремешка. Корпус жестко соединен с двумя рукоятками, верхние концы которых соединены, в свою очередь, перекладиной-вирбельбанком со вставленными деревянными колками. Струны привязаны одним концом к струнодержателю, вторым – пропущены в прорезь колка. В архивных списках Арепьев пишет название «Арфа» (швед. местн. диал. harpa) – потом это было зачеркнуто). По мнению эстонского этномузыковеда И. Тынуриста, это – «смычковый инструмент, так называемый хийуский, или шведский, каннель (hiiukannel, rootsikannel)», который как показали исследования, «встречался лишь на западно-эстонском побережье и островах. Это была заимствованная от живших там шведов тальхарпа, являющаяся разновидностью шведской строкхарпы» (см. подробнее: Тынурист И. В. Псалмодикон в Эстонии (о скандинавских влияниях в эстонском народном музыкальном инструментарии) // Скандинавский сборник. Вып. XXI. –Таллин: Eesti raamat. 1976. – С. 188–195). Данный струнно-смычковый инструмент является уникальным памятником культуры балтийских шведов, возможно, единственным уцелевшим из смычковых народных инструментов, которые под воздействием проповедей духовных лидеров ряда протестантских сект о близости конца света и необходимости очищения от мирской скверны, были признаны «орудиями порока» и брошены в костер вместе с праздничными нарядами и украшениями (подробнее см.: Plaat J. Usuliikumised, kirikud ja Vabakogudused Lääne- ja Hiiumaal. Tartu 2001. SS. 395 – 396.) В настоящее время «шведский каннель» можно увидеть на экспозиции РЭМ «Народы Северо-Запада России Прибалтики XVIII–XX вв.»