16.10.2023
русские; карелы; ижорцы; вепсы; лопари; эстонцы; финны; чухари; зыряне; латыши; литовцы; белорусы
У народов Северо-Запада России и сопредельных территорий бытовало несколько типов струнных музыкальных инструментов, наибольшее распространение среди них получили цитровидные щипковые хордофоны – гусли, кантеле, кокле, канклес, каннель, цитра.
Гаджиева А.А., научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, хранитель музыкальной кладовой
Цитровидные щипковые хордофоны
Первые из перечисленных инструментов имели форму асимметричного четырехугольника. Полость в корпусе выдалбливалась снизу (такие инструменты, как правило, оставались открытыми), сбоку или сверху. В последнем случае она обязательно закрывалась деревянной декой. Струнодержатель из деревянного или металлического стержня вкладывался в проушины скобообразного крепления. Струны (жильные, веревочные или металлические) одним концом привязывались к струнодержателю, другим – крепились в расщеп колка. Общая конструктивная основа имеет множество локальных разновидностей, что обусловлено отличиями исполняемой музыки, положением инструмента и приемами игры на нем. Так, у карелов, финнов, ижор в узком конце инструмента выдалбливался дугообразный выступ «понси», служивший упором для инструмента во время игры. Корпус русских инструментов вырезался с выступающей за линию колков доской (открылком), продолжающей плоскость деки. Инструмент ставился вертикально, звук извлекался приемом бряцания. Открылок усиливал звучание инструмента и служил опорой для левой руки. Подобные инструменты делали также сету и латгальцы, перенявшие некоторые русские наигрыши и приемы исполнения. Особого внимания заслуживают вепсские образцы, в которых совмещены «понси» и «открылок».
Архаичный малострунный каннель дольше всего сохранялся у сету и у эстонцев острова Эзель (Сааремаа). На остальной территории проживания эстонцев традиционный инструмент во второй половине XIX века был вытеснен «новым» каннелем, сформировавшимся под влиянием западноевропейской цитры. Его особенности: сборный из отдельных дощечек корпус, струнодержатель из шпеньков или гвоздиков, металлические колки, нередко устанавливаемые в два ряда, подставка под струны. Мелодические струны – стальные; на некоторых инструментах используются также три-четыре басовых струны с латунной навивкой. На рубеже XIX–XX веков этот инструмент вместе с переселившимися эстонцами проник в Северо-Западный регион, оказывая влияние на местные традиции. Особенно заметно оно проявилось в Санкт-Петербурге и его окрестностях, куда прибывали на заработки крестьяне-отходники, на досуге осваивавшие новые для себя формы ансамблевого музицирования. Возвращаясь домой, они привносили в традиционную культуру своей малой родины новую музыку и усовершенствованные инструменты.
Цитровидные смычковые инструменты
Цитровидный смычковый монохорд скандинавского происхождения, сконструированный в первой четверти XIX века для сопровождения пения псалмов (псалмодикон, финская скрипка, вирсикантеле), бытовал у финнов, карел, ижор, води, эстонцев; единичный экземпляр зафиксирован у саамов (РЭМ 1390-194/1,2). В Санкт-Петербургской губернии этот инструмент использовался не только для аккомпанирования духовным песнопениям, но и для исполнения танцевальных мелодий. Три-четыре инструмента разного размера могли образовывать ансамбль.
Лировидные смычковые инструменты
Лировидные смычковые инструменты в рассматриваемом регионе к началу XX века встречались очень редко; в Российском этнографическом музее хранится уникальная «harpa» (тальхарпа) балтийских шведов.
Лютневидные щипковые и смычковые хордофоны
Лютневидные щипковые (балалайка, мандолина, гитара) и смычковые (скрипка) хордофоны бытовали у разных народов региона. Балалайка известна в России с конца XVII века. В 1880-е годы усилиями В.В. Андреева и привлеченными им мастерами музыкальных инструментов было создано семейство оркестровых балалаек, а также налажено массовое производство доступных по цене инструментов. Самодельные балалайки постепенно становились редкостью.
Мандолина и 6-струнная гитара привнесены в Россию во второй половине XVIII века гастролирующими итальянскими музыкантами. Оба инструмента постепенно осваивались городскими музыкантами-любителями, позднее попадая в деревню. В начале XIX века была создана 7-струнная «русская» гитара. Популярность инструмента росла, и на рубеже XIX–XX веков началось ее серийное производство. Массовое изготовление мандолин развернулось только в 1920-х годах, до этого использовались преимущественно привозные образцы.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.