Статуэтка "Белая Тара"
Монголы
Восточная Сибирь, Забайкальская область
конец XIX века
Религиозный культ, буддизм
Краска; серебро
Выс. – 36,0; основание: 38,0 х 26,0
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
РЭМ 3030-484
Скульптура «Белая Тара» (санскр. Сита Тара – Спасительница, тиб. Долкар, монг. бур. Цагаан Дара Эхэ).Монгольская школа. ХIХ в. Тара (санскр. «Спасительница») – наиболее популярный женский образ в пантеоне буддийской мифологии.Она является женским проявлением бодхисаттвы Авалокитешвары. Белую Тару буддисты почитают как символ сострадания миру. Одним из земных воплощений Белой Тары бурятскими и калмыцкими ламами была объявлена Императрица Екатерина II, пожаловавшая значительные привилегии буддийским священнослужителям на территории России. Со времен Екатерины II все жены Российских Императоров считались у монгольских народов воплощением Белой Тары. Поэтому подношения ее изображений Российским Императорам и Императрицам были весьма распространены и являлись символическим знаком высочайшего почтения и благопожелания. Скульптура «Белая Тара» была преподнесена бурятской депутацией Цесаревичу Николаю Александровичу во время его путешествия на Восток в 1891 г. На скульптуре выгравирована надпись: «Цыганъ дара экэ Хоринские буряты. Июня 19 дня 1891 года» и изображение вишва-ваджры. Церемония состоялась рядом с Ацагатским дацаном. Вне ограды монастыря был установлен обширный шатер, перед входом в который расположились представители всех родов Хоринского ведомства, проживавших близ р. Курбы, буддийское духовенство во главе с Х Пандито Хамбо-ламой Дампилом Гомбоевым, представители других родов бурят и тунгусов. Принесенные в дар Цесаревичу Николаю Александровичу буддийские скульптуры, в числе которых была «Белая Тара», были подарены им Э.Э. Ухтомскому и вошли в состав знаменитой коллекции князя. В 1902 г. коллекция Э.Э. Ухтомского была выкуплена Императором Николаем II и передана в дар Этнографическому отделу Русского музея. Выдающуюся по художественному исполнению и исторической ценности скульптуру «Белая Тара», можно по праву отнести к сокровищам буддийского собрания Российского этнографического музея. Автор аннотации: Федорова М.В.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.