Вернуться
Экспонаты

Изображение хозяйки горы (горной тайги). Нивхи

Название:

Изображение хозяйки горы (горной тайги)

Этническое название:

пал милк

Народ:

Нивхи

Территория по музейной документации:

остров Сахалин, стойбище Чайво

Датировка:

кон. XIX в. – нач. XX в.

Материал:

Дерево; стекло (бусины)

Размер:

выс.- 33,0

Коллекционный номер:

РЭМ 5169-12

Аннотация:

Пал милк - второе наименование отражает функциональное назначение, сообщенное собирателю, а первое – вредоносный нюанс («милк» обозначает вредоносного духа). О принадлежности персонажа к горному миру свидетельствуют такие черты пластического изображения, как моделирование глаз бусинами и голова (шапка?) конической формы. Голова или шапка конической формы присуща ряду обитателей горно-таежного мира, согласно верованиям различных народов Амуро-Сахалинского региона. Изображение жабы несет двоякую смысловую нагрузку: во-первых, помещение ее на уровне сердца данного персонажа означает его жизненную силу, своего рода депо (душа у нивхов ассоциировалась с сердцем, кровью, дыханием). Во-вторых, собственно жаба в мифологии медвежьего праздника – проводник души медведя в горный мир после его ритуального убиения; в силу этого такой элемент пластики может означать, что похищение души (одной из трех душ, которыми обладает нивх), ставшее причиной болезни, произошло по вине горно-таежного существа.

Публикации:
Островский А.Б. Миф, экология, мышление: «дом горных жителей» в представлениях нивхов // Этнографическое обозрение, 1992, № 3. С. 96-107
Островский А.Б. Мифология и верования нивхов. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997
Выставки:
Anima mundi. Опыты духовной экологии. (название из письма) г. Москва 2023
Темы:

Религиозный культ

Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока