Изображение хозяйки горы (горной тайги)
пал милк
Нивхи
остров Сахалин, стойбище Чайво
кон. XIX в. – нач. XX в.
Дерево; стекло (бусины)
выс.- 33,0
РЭМ 5169-12
Пал милк - второе наименование отражает функциональное назначение, сообщенное собирателю, а первое – вредоносный нюанс («милк» обозначает вредоносного духа). О принадлежности персонажа к горному миру свидетельствуют такие черты пластического изображения, как моделирование глаз бусинами и голова (шапка?) конической формы. Голова или шапка конической формы присуща ряду обитателей горно-таежного мира, согласно верованиям различных народов Амуро-Сахалинского региона. Изображение жабы несет двоякую смысловую нагрузку: во-первых, помещение ее на уровне сердца данного персонажа означает его жизненную силу, своего рода депо (душа у нивхов ассоциировалась с сердцем, кровью, дыханием). Во-вторых, собственно жаба в мифологии медвежьего праздника – проводник души медведя в горный мир после его ритуального убиения; в силу этого такой элемент пластики может означать, что похищение души (одной из трех душ, которыми обладает нивх), ставшее причиной болезни, произошло по вине горно-таежного существа.
Религиозный культ
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.