Экспонаты
Игрушка детская «Конь». Финны
Игрушка детская «Конь». Финны
Название
Игрушка детская «Конь»
Народ
Территория
Ленинградская, Ленинградский округ, Красносельский, Волосовский, Хирвози дер., М. Карлина дер., Раболово дер., Лейнимяки дер.
Датировка
Первая четверть XX в.
Собиратель
Прыткова Наталия Федоровна
Материал
Размер
дл.- 47,0; выс.- 27,0
Коллекция
Культура народов Северо-Запада России и Прибалтики
Коллекционный номер
Аннотация
Представляет собой схематично вырезанную из одного куска дерева фигуру лошади, которая укреплена на деревянной доске. Игрушка сделана 28 летней девушкой. Игрушечный конь на деревянной подставке продолжает выбранную тему, которая отражает специфику системы традиционного воспитания мальчиков и девочек в Балтийском «морском» регионе. Как указано в научном описании, «конь» был вырезан из дерева взрослой 28-летней девушкой (финкой-савакот), вероятно, для младших братьев или сестер в 1920–е годы. У него необычайно вытянутое тело, длинная шея, которую венчает маленькая голова без гривы, и короткие широкие ноги. Своим обликом животное напоминает большую водоплавающую птицу или средневековую ладью, скандинавский драккар. Интересно, что похожие изображения лошадей иногда можно встретить в виде рукоятей на резных и украшенных росписью рубелях – народных приспособлениях для стирки и глажения белья, которые входили в состав традиционных свадебных подарков жениха невесте у всех народов Балтийского региона. Завершая рассказ о роли женщины в создании различных образов игрушечных лошадок, нельзя не вспомнить о драматической истории, которая произошла в Швеции с деревянной лошадкой из провинции Даларн (швед. Dalahäst) в XVII веке, когда территории Финляндии, Эстонии и большей части Латвии входили в состав Шведского, в связи с чем на прибалтийские провинции распространялись все законы и постановления шведской лютеранской церкви. Сначала лошадку, наряду с куклами, игральными картами и костями приравняли к «орудиям порока», запретив матерям изготавливать их для детей. Позднее мастериц, нарушивших церковный запрет, обвинили в колдовстве, а лошадок признали творениями ведьм, соблазняющими детей на участие в дьявольских шабашах, происходивших, как известно, на Лысой горе. Сегодня эти обвинения звучат нелепо, но в 1660-х годах некоторые, ни в чем не повинные крестьянки и сделанные ими игрушки были сожжены на кострах. Лишь в XVIII веке даларнская лошадка была полностью реабилитирована, а в настоящее время ее признали одним из национальных символов Швеции.