15.07.2020
русские; украинцы; гуцулы; вепсы; зыряне; тувинцы; якуты; таджики; азербайджанцы
Мир детства в любой традиционной культуре неотделим от мира живой природы: зверей и птиц, обитающих в доме, во дворе, в окрестностях и, конечно, в сказках, песнях и загадках. Со многими из них малыш впервые близко знакомится с помощью их изображений – игрушек. И этот небольшой альбом рассказывает об одной из них. Лошадка – любимая детская игрушка у всех народов Евразии испокон веков. Во многом такое отношение к ней было обусловлено статусом коня – верного друга хозяина и мифопоэтическим его образом в истории и культуре человеческой цивилизации. Конь издавна символизировал честь, победу, воинскую славу, свободу, искусство, стремление к свету, силу разных стихий. Ведь, согласно древним верованиям и преданиям, одни его предки некогда мчали солнечные грозовые колесницы языческих небожителей-громовержцев, другие предпочитали морские глубины и бурные волны, а третьи не чурались мрачного подземного царства. Они-то и являются прародителями былинных и сказочных богатырских коней, подобных ветру и огню, наделенных даром речи и чудесных превращений, которые стали мудрыми советчиками и помощниками героев. Но, главное, что и в реальной жизни конь практически до конца XIX века оставался необходимым спутником мужчины, как аристократа, так и простолюдина. Потеря коня грозила воину смертью или пленом, крестьянину – нищетой и помещичьей кабалой. А представить жизнь кавказского горца, кочевника-степняка, вольного казака либо цыгана без быстроного скакуна просто невозможно. Учитывая значение коня в традиционном хозяйстве крестьян, неудивительно, что игрушка-лошадка была широко распространена в народной среде. В собрании РЭМ лошадка представлена целым спектром игрушек разного рода, отличающихся по материалу, форме, и типу. Доминирующей группой являются сюжетно-образные игрушки. Прежде всего это неподвижные одиночные фигурки, в основном самодельные, хотя имеются и работы сельских умельцев, и профессиональных мастеров-резчиков. Последние отличаются реалистической трактовкой животного и художественной выразительностью: подчеркивается характер коня, особенность его телодвижений. Немногочисленные сюжетные композиции посвящены «военной и трудовой деятельности» лошади. Подавляющее большинство игрушек-лошадок изготовлены из дерева, но в собрании музея имеются редкие экспонаты, где в качестве материалов использованы береста, камень, кость (народы Сибири и Дальнего Востока) и даже сыр (украинцы). Особо следует выделить подвижные игрушки: каталки на колесиках, качалки и редкую механическую игрушку кустарного производства. Можно ли назвать лошадку мальчишеской игрушкой? Несомненно, об этом свидетельствуют экспедиционные и архивные материалы научных сотрудников и собирателей-корреспондентов музея, где указано: игрушка мальчика. Однако девочки тоже нуждались в лошадках, причем умели их сами изготавливать. Во-первых, это были самодельные «сезонные» игрушки: летние, связанные из травы или соломы; осенние, сделанные из палочек, плодов, желудей, овощей, из костей птицы (утиных, куриных). Во-вторых, девочкам нужны были лошади и повозки, чтобы справлять кукольные свадьбы и «ездить в гости». Задумаемся, кому отец, вернувшийся с ярмарки, скорее подарит игрушку – расписную тройку сыну или дочери? Конечно, дочери, а сын – пусть сам делает, старается, учится. В действительности во многие имитационные игры (свадьбы, похороны, «в обоз», «в гости») дети разного пола играли вместе, и дорогие, купленные родителями игрушки, считались у них общими и переходили во владения к младшим братьям и сестрам, когда первые владельцы игрушек становились юношами и девушками. Точно также, как правило, не существовало различий (что не отменяет личные предпочтения ребенка) между мальчиками и девочками при выборе фигурных свистулек, которые составляли вторую по численности экспонатов группу, где часто встречалось изображение лошади. Это шумовые игрушки (музыкальные окариновидные инструменты). Независимо от региона основным образом в группе игрушек-свистулек являлся конь или всадник. Однако среди этих изделий следует отличать собственно детские игрушки конца XIX – первой половины ХХ века, изготовленные гончарами, а иногда и самими детьми – сыновьями гончаров, обучающихся ремеслу у отца, от работ мастеров второй половины ХХ – начала XXI века. Последние, даже при условии, что они воспроизводят вид традиционной народной свистульки, можно причислить к детским игрушкам в какой-то мере условно. Многие изделия современных керамистов, продолжающих и развивающих национальные традиции художественных промыслов и ремесел, скорее следует рассматривать как этномаркирующую декоративную мелкую пластику или сувенирную продукцию. В заключение скажем несколько слов о древнейшей «породе»/ разновидности игрушечных лошадок – о палочке с лошадиной головой и хвостом, а иногда просто палочке без каких-либо видимых признаков животного. Ее можно в равной мере рассматривать и как сюжетно-образную, и как спортивную игрушку, а в некоторых этнических культурах (горные таджики), она также помогала приобщать детей к традиционным состязаниям молодежи и календарным и семейным обрядам. Лошадка-скакалка пользовалась любовью детей не только в прошлом, она популярна и сегодня. Это поистине «волшебный конь» – творение детской фантазии, способный преодолевать любые расстояния и преграды во времени и пространстве. Стоит только оседлать его, и он унесет седока через реки и долины, сквозь дремучие леса … от крыльца до самых ворот и дальше в края неведомые, если… ворота открыты. *** Предлагаемый вниманию посетителей онлайн альбом-каталог небольшой, он включает всего восемнадцать экспонатов, однако в целом представленные в нем предметы довольно полно характеризуют один из аспектов изучения этнографии детства на примере игрушек-лошадок, бытовавших в различных регионах Евразии на протяжении XIX–XX веков. При создании альбома-каталога его составители в первую очередь руководствовались желанием продемонстрировать общие и самобытные черты, сложившиеся в каждой этнокультурной традиции, как в сфере изготовления игрушек, так и в обычаях использования их в играх детьми разных возрастов, которые всегда были и остаются неотъемлемой частью системы воспитания молодого поколения у всех народов мира. Автор текста: М.Л. Засецкая, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики
Баранова О.Г., научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа; Христенко А.В., научный сотрудник отдела этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии; Засецкая М.Л., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики; Кашпар Н.Ю., научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья; Андреева Е.А., научный сотрудник высшей категории отдела народов Сибири и Дальнего Востока; Старостина О.В., к.и.н., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Зельницкая Р.Ш., к.и.н. научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.