Вернуться
Альбомы

Образы животных в традиционной культуре народов Северной Евразии

Дата:

04.04.2022

Серия:
Образы животных
Народ:

русские; коряки; алеуты; гиляки; орочи; карелы; ороки; эвенки; якуты; нанайцы; гольды; ульчи; вепсы; тунгусы; ненцы; удэгейцы; негидальцы; нивхи; финны; селькупы; орочоны; саами; зыряне; великорусы; ханты; великороссы; манси; коми; казаки донские; самагиры

Аннотация:

Жизнь человека в традиционной культуре тесно связанна с окружающим его природным миром. Климат, ландшафт, флора и фауна неизбежно влияют как на хозяйственный уклад, так и на мировосприятие в целом. Неслучайно образы зверей и птиц пронизывают мифологию, культовые практики и изобразительное искусство начиная с глубокой древности. На огромной территории Северной Евразии в ходе многотысячелетней истории один «звериный стиль» сменял другой. Фольклор и этнографические предметы, собранные исследователями в XIX–ХХ вв., порой являются лишь тенью глубинного мифологического пласта, но, тем не менее, позволяют судить о значимости зооморфных персонажей в культуре населения Северной Евразии. В альбоме представлены бытовые и культовые предметы, которые повествуют как о народном искусстве и мастерстве Северной Евразии, так и о сохранившемся до XIX–ХХ вв. мифологическом восприятии животных в традиционной культуре. Запечатленное в предмете зооморфное изображение – будь то резьба или роспись по дереву, литье или вышивка – это своего рода точка соприкосновения мифологического измерения и природного. Фольклорные персонажи часто имеют облик или отдельные черты реального животного, а его интерпретация, стилизация и собственно воплощение в материале – уже дело рук человеческих. В представлениях народов Евразийского Севера животные выступают как важные персонажи космогонических мифов, повествующих о возникновении земной тверди и небесных светил. Огромную значимость здесь имеет образ птицы: мир возникает или из яйца снесенного ею посреди первичных вод, или же из крупинки земли, которую она достает со дна Мирового океана. На мифологическом уровне образы копытных животных –коня, оленя, лося – связаны с солярной символикой, представлениями о движении светил и возникновении созвездий. У многих народов животные считались первопредками. Духи-помощники сибирских шаманов часто имели зооморфный облик – изображались в виде птиц, зверей, змей, рыб. Традиционная культура, с одной стороны, сохраняла образы архаических мифов и легенд, с другой – воспринимала новые идеи. Вместе с принятием христианства и распространением книжного знания, на Руси появляются образы фантастических и экзотических для Севера Евразии животных. Средневековые львы, барсы, грифоны, павлины и др., поселившись первоначально на страницах рукописей и белокаменной резьбе владимиро-суздальских храмов, постепенно становятся традиционными для крестьянского искусства образами.

Авторы:

Кузнецова Валентина Николаевна, научный сотрудник первой категории, хранитель, кандидат исторических наук. Петряшин Станислав Сергеевич, научный сотрудник первой категории, кандидат исторических наук.