Седло верховое
Узбеки; таджики
Бухарский эмират, г. Бухара
1900–1906 г.
Дерево, кожа, береста, кость, железо, металл белый, бархат, нити металлические, лак, краска
Обработка дерева: резьба; сшивание; обработка кожи и меха: вышивание; обработка кожи и меха: окрашивание; обработка кожи и меха: лакирование
Выс. луки - 29,0; дл. - 50,0; шир. - 33,0; выс. стремени - 21,0; шир. подножки - 5,5
РЭМ 5474-8
Одним из видов ремёсел, которым занимались сарты в Ташкенте и Самарканде в первой половине XIX в., было изготовление сёдел. Такой тип сложносоставного седла в научной литературе называется «сартовским». Седло изготовлено из более, чем тридцати мелких деталей, что придаёт пластичность конструкции. Для прочности седло полностью обтягивается кожей или, как в данном случае, берестой. Роскошный декор седла – роспись по золотому фону, золóтная вышивка, инкрустация и окантовка лук костяными пластинами – свидетельствует, что данный экземпляр изготовлялся для двора эмира и использовался для парадных выездов. В 1906 г. он был преподнесён Российской Императорской семье. Породистый и ухоженный конь являлся предметом гордости владельца. Для него покупались лучшие седла, сбруя и попона. Таких лошадей никогда не впрягали ни в повозку, ни в плуг. Особенно богато украшали коней для парадных выездов бухарской аристократии. На них набрасывали золотошвейные попоны, надевали упряжь с золочеными бляшками, на гриву и хвост подвешивали кисти, ювелирные куполки, а лоб венчал пышный эгрет. В ремесленных мастерских при дворе эмира Бухары работали мастера-седельники, изготавливавшие парадные седла. Поверхность седла украшали многоцветной росписью и костяными накладками, стемянные ремни покрывали золотным шитьем. Стремена покрывали золочением. Такие седла использовали только представители высшей аристократии. Практика дипломатических отношений Российской Империи и ханств Средней Азии в целом сложилась в XVI в. и включала обязательный обмен дарами и подношениями. Со стороны Бухары и Хивы в состав даров входили роскошные образцы декоративно-прикладного искусства, кони и парадное оружие. С последней трети XIX в. бухарские эмиры и хивинские ханы стали лично приезжать в Санкт-Петербург и Москву по различным поводам. Их сопровождали большие караваны восточных даров. Представляемый седельный комплекс является частью большой коллекции даров эмиров Бухары, переданной в 1928 г. в Этнографический отдел Государственного Русского музея (ныне РЭМ) из Ленинградского Государственного Музейного фонда. Седло, чепрак и покрышка к седлу использовались для парадных выездов и датируются концом XIX – началом XX в. Уздечка выглядит скромнее, однако её парадное назначение определяется тем, что она обшита зелёной шёлковой тканью. В коллекции музея в комплекте с уздечкой хранится ещё подфейный ремень (подхвостник), не представленный в комплексе, т.к. он был бы не виден под чепраком. Уздечку и подфейный ремень в музейные коллекции передал Константин Петрович фон Кауфман (1818-1882) – инженер-генерал и генерал-адъютант, руководивший колонизацией Средней Азии. При нём над Хивинским ханством и Бухарским эмиратом был установлен российский протекторат. Уздечка является уникальным предметом и датируется 1860-ми годами. Формально представленные предметы не являются единым комплектом. Тем не менее, тот факт, что все они были изготовлены примерно в одно время на близких территориях, позволяет объединить их в комплекс.
Средства передвижения и транспортировки, упряжь/сбруя, конская сбруя (верховая), принадлежности седла
Культура народов Средней Азии и Казахстана
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
