Вернуться
Альбомы

Золотое шитье Бухары

Дата:

24.11.2023

Серия:
Костюм
Ремесла
Народ:

узбеки; таджики

Аннотация:

В альбоме представлены произведения золотошвейного искусства Бухары последней трети XIX века – 60-х годов XX века. В это время Бухара была единственным центром в Средней Азии, в котором сохранялось это древнее высокохудожественное ремесло.

Авторы:

Емельяненко Татьяна Григорьевна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук

До революции золотошвейные мастерские (касаба) находились в ведении непосредственно эмира Бухарского эмирата, и золотошвеи (зардуз) занимали самое почетное место в ремесленной иерархии. В 1930-х годах в Бухаре при некоторых кооперативных артелях начали работать золотошвейные цеха, которые в 1939 году были объединены в одну золотошвейную артель «40 лет Октября», реорганизованную в 1960 году в Бухарскую золотошвейную фабрику. Менялись организационные формы и ассортимент изделий, но основные технологические и орнаментальные традиции ремесла, определявшие его самобытность, сохранялись.

Вышивка выполнялась волочеными и прядеными серебряными и позолоченными  нитями. С середины XIX века они поставлялись из России (фабрикой «Алексеев и К°») и отличались высоким качеством металла: серебро было 84-й пробы, а в золоченых нитях чистое золото, иногда червонное, составляло от 10 до 20 процентов. Шили швом «гладь в прикреп»: металлические нити крепились к поверхности ткани шелковыми (с 1890-х годов хлопчатобумажными) нитями мелкими стежками с изнаночной стороны. Дополняли золотное шитье вышивкой отдельных фрагментов цветным шелком и аппликациями из бархата, металлическими круглыми куполками кубба, блестками пулакчи («денежка») и вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Зашив делался двумя основными способами: заминдузи (узб. замин – «земля», дузи –«шить»), при котором металлическими нитями по настилу из хлопчатобумажной ткани покрывалась вся поверхность изделия, и гулдузи (узб. гул – «цветок»), представлявшим зашив рисунка на поверхности бархатной или шёлковой ткани по трафарету из плотной бумаги (реже кожи). Одно изделие могло сочетать оба приёма оформления: отдельные фрагменты узора, выполненного способом гулдузи, имели сплошной залив заминдузиОрнамент из  золотного шитья мог выполняться в виде следующих композиций: 1) дархам («переплетенный») – полностью покрывающий поле вышивки узором; 2) буттадор (бутта – «куст») – с элементами узора, равномерно распределёнными по полю; 3) даукур (кур – «кайма») – проходящий  золотошвейной каймой по концам рукавов, краям пол и подолу; на спинке вышивался узорный медальон таук («паук»). Последний вид оформления изделия орнаментом был характерен преимущественно для мужских халатов.

Большинство золотошвейных предметов XIX – начала ХХ века в собрании музея представлено мужскими халатами (джоми), попонами (даури) и другими деталями конской упряжи. В то время они составляли основной ассортимент дворцовых золотошвейных мастерских, выполнялись исключительно по заказу эмира (как и другие детали мужского костюма, за исключением тюбетеек) и, с его разрешения, высокопоставленных чиновников; предназначались для личного пользования (хосаги) и подарков (иноми). Предметы категории иноми в собрании музея имеют особую историческую и художественную ценность: они входили в состав даров бухарских эмиров императорской семье и отличаются особенно высоким качеством и декоративностью золотного шитья. В архивных документах сохранились даты дарения лишь отдельных предметов – в основном парадного конского снаряжения, в котором бухарские правители отправляли в Петербург породистых лошадей. Большинство таких даров было сделано эмиром Абдуллахад-ханом Александру III и императрице Марии Федоровне, которая, как и сам эмир, любила принимать участие в конных выездах.

В отличие от изделий «мужского» назначения – одежды и конского убранства – производство и бытование золотошвейной женской одежды и аксессуаров, предметов домашнего обихода в прошлом не имели сословных ограничений, их выполняли в частных мастерских по заказу состоятельных горожан.

В ассортименте золотошвейных изделий 1930–1960-х годов, как показывает собрание музея, напротив, основное место заняли предметы женской одежды и декорирования интерьера, тогда как дорогостоящие золотошвейные халаты и другие детали традиционного мужского костюма, конское убранство, даже в качестве праздничных, в этот период выходят из бытования. Вместе с тем тюбетейки,  в прошлом недопустимый для женщин головной убор, получают широкое распространение в женском костюме, а украшенные золотным шитьем становятся обязательным атрибутом праздничного наряда девушек и молодых женщин. В моду входят также женские безрукавки, золотошвейные варианты которых должны были дополнять свадебный костюм невесты.