Вернуться
Экспонаты

Украшение шейно-нагрудное «листики», «лиственный ряд». Сето (сету)

Название:

Украшение шейно-нагрудное «листики», «лиственный ряд»

Народ:

Сето (сету)

Территория по музейной документации:

Российская Империя, Псковская губерния, Псковский уезд, г. Псков

Датировка:

XVIII - перв. пол. XIX в.

Организация:

Министерство Императорского двора

Темы:

Украшения, шейные, шейно-нагрудные

Материал:

Нити; металл: металл белый; серебро

Техника:

Металлообработка: ковка; металлообработка: чеканка; металлообработка: пилка: выпиливание; металлообработка: резьба; металлообработка: сверление; металлообработка: гравировка; металлообработка: пайка; металлообработка: монтировка

Размер:

Дл. - 48,5; Шир. - 37,0; Диам. ожерелья 22,5; Дл. подвески 18,0; Шир. подвески 6,5; Диам. монеты 3,5 и 4,0

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 6697-4

Аннотация:

Lehekõrd (лехекырд) – «лиственный ряд», «листики» (сето) – женское шейно-нагрудное празднично-обрядовое украшение. На льняной шнурок нанизано в ряд семь крупных, яйцеобразных бусин, между которыми расположены девять бусин-подвесок, декорированные ложной зернью (чеканка). К каждой бусине-подвеске прикреплена серебряная листовидная пластина – «листик». «Листики» украшены гравированным стилизованным растительным орнаментом. На пятой, шестой и седьмой (см. фото: слева направо) листовидных подвесках выгравированы изображения Голгофского креста. Четырехконечной крест изображен также в центре крайней (девятой справа) в ряду листовидной подвеске. По сторонам от «лиственного ряда» закреплены монеты-подвески: слева – рубль, времени правления Петра I до присвоения ему титула императора, о чем свидетельствует круговая легенда: «ЦРЬ ПЕТРЪ АЛЕКСЕВIЧЪ ВСЕЯ РОСИI САМОДЕРЖЕЦЪ», справа – императрицы Екатерины II (различимы две первые цифры даты: «1» и «7», последние две – стерты). Бусины, предположительно, были изготовлены на территории Псковской губернии, листовидные подвески – изделия цеховых мастеров Лифляндии, шведов или немцев, которые привыкли учитывать особенности православных заказчиков. Однако нельзя исключать, что были приобретены только заготовки «листиков», а гравированные изображения крестов нанесены позднее печорскими мастерами. Ожерелье с листовидными подвесками было заимствовано сето у эстонцев, широко бытовало на территории Сетомаа до середины XIX в. Как и многие другие украшения сето оно демонстрирует симбиоз двух традиций в ювелирном искусстве – русской и североевропейской. Во второй половине XIX – начале XX в. сами сету считали подобные ожерелья «старинными», вышедшими из моды.

Выставки:
Библейские образы в традиционной культуре православных народов России г. Санкт-Петербург 2020