Вернуться
1 из 62
Просмотрено 1 из 62
Струнный музыкальный инструмент «фандыр» – арфа угловая 11-струнная (на шейке намечено 12-е колковое отверстие, которое не использовалось). Осетины
Струнный музыкальный инструмент «фандыр» – арфа угловая 11-струнная (на шейке намечено 12-е колковое отверстие, которое не использовалось). Осетины
Название
Струнный музыкальный инструмент «фандыр» – арфа угловая 11-струнная (на шейке намечено 12-е колковое отверстие, которое не использовалось)
Народ
Территория по музейной документации
Российская Империя, Кавказ, Тифлиская губерния
Датировка
Организация
Музей народов СССР
Темы
Музыкально-хореографическое творчество; Музыкально-хореографическое творчество, музыкальные инструменты
Материал
Дерево; лак
Размер
Дл. - 66,0; шир. - 13,0; выс. - 62,0
Коллекция
Культура народов Кавказа и Крыма
Коллекционный номер
РЭМ 8761-5135
Аннотация
Арфа угловая «фандыр» – 11-струнный музыкальный инструмент. Состоит из резонаторного корпуса и укрепленной под углом шейки. Двенадцатое колковое отверстие намечено на шейке, но не использовано. Корпус представляет собой вырезанные из единого куска дерева ящик прямоугольной формы с округлым расширением и перпендикулярно расположенный плоский скругленный отросток с двумя сквозными прорезями. Полость ящика выдолблена снизу и закрыта тонкой дощечкой; дно ящика образует верхнюю деку. Вдоль средней оси деки узкой полосой проходит утолщение, в которое вбиты 11 деревянных шпеньков для крепления струн. В округлой части деки – резное изображение лабиринта, в прямоугольной – геометрический орнамент: ромбы и изогнутые линии. В округлой части деки – 4 сквозных отверстия, в которые вставлены деревянные колышки, внутри корпуса соединенные между собой. На 3-х колышках укреплены резные фигурки животных (туров с утраченными рогами?), на 4-м – кнопка. Нажатие кнопки приводит в движение конструкцию – туры подпрыгивают, вращаются вокруг своей оси и стучат по деке. Использование кнопки дает двойной эффект: позволяет отбивать ритм и заставляет резные фигурки туров двигаться в лабиринте. На боковой стороне и нижней деке в прямоугольник заключены резные надписи на грузинском языке: «эта пандури (название инструмента) принадлежит Пуцуне Бегви» и «кто похитит, того да поразит гнев Божий» (перевод Д.И. Аракчиева). Дар Кавказского Вспомогательного комитета Этнографической выставке 1867 г., при содействии действ. стат. советника Н. П. Ситовского. В 7-ми источниках XIX в. (документах и публикациях) называется осетинской арфой. В 1903 г. была исследована Д.И. Аракчиевым, который идентифицировал ее как грузинскую из-за надписей на грузинском языке (перевел их на русский). А.Л. Маслов использовал перевод Аракчиева и также отнес арфу к грузинским экспонатам. Архивные документы и публикации этими исследователями не использовались. Зарегистрирован экспонат после 1916-го г., возможно, уже после революции, со ссылкой на каталог Маслова и также без использования других источников.
Публикации
Маслов А.Л. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском Этнографическом Музее, в Москве. Сост. А. Л. Маслов. Москва. 1909 № 2
Чанги – струнный музыкальный инструмент: арфа угловая 6-струнная, часть (шейка с колками), соединена с корпусом (РЭМ 8761-5659), втор. треть XIX в.