Вернуться
Альбомы

Арфа в собрании музея

Дата:

19.12.2022

Серия:
Музыкальные инструменты
Народ:

грузины; осетины; абхазы; ханты; белорусы

Аннотация:

Согласно систематике музыкальных инструментов Э. М. фон Хорнбостеля и К. Закса, к арфам относятся хордофоны (струнные инструменты), у которых «плоскость струн перпендикулярна деке и линия крепления нижних концов струн направлена к шейке». В Российском этнографическом музее представлены арфы из четырех регионов: Кавказа (9 памятников и один фотоотпечаток, запечатлевший исполнителя на арфе), Северо-Западной Сибири (6 предметов и один негатив), по одному инструменту из Северной Африки и Восточной Европы. Несмотря на региональные отличия, все образцы имеют ряд общих конструктивных элементов. Полый корпус выдолблен из цельного куска дерева сверху или снизу (реже – сборный) и закрыт декой (деревянной либо кожаной). Шейка и корпус могут быть изготовлены из единого куска дерева или быть собраны из двух и более частей. Струнодержатель — планка (или утолщение), укрепленная (вырезанная) вдоль продольной оси посередине деки. Струны из конского волоса, шелка, кишечные или металлические крепятся одним концом с помощью петель, узелков или колышков в отверстиях струнодержателя, другим – с помощью колков, укрепленных в шейке. В зависимости от формы различают арфы двух типов — дуговую (без штанги) и рамную (со штангой). Дуговая арфа, характерная для Африки и Азии, подразделяется на два подтипа — лучковую арфу (шейка с корпусом образуют дугообразный изгиб) и угловую (шейка с корпусом соединены под некоторым углом, чаще прямым или острым). Получившая распространение в Европе рамная арфа отличается от дуговой тем, что незакреплённые концы резонаторного корпуса и шейки соединены штангой, обеспечивающей жесткость конструкции. За исключением белорусской арфы (РЭМ 8761-4777), памятники РЭМ относятся к первому типу. Начало комплектования коллекции связано с Этнографической выставкой 1867 г. в Москве, куда были доставлены старый образец из Сванетии (РЭМ 8761-7310) и редчайшая осетинская арфа (РЭМ 8761-5135). По закрытии выставки ее экспонаты составили основу собрания Дашковского этнографического музея (ДЭМ). В 1885-1886 гг. Комитет для устройства в Москве Музея прикладных знаний командировал Н.Л. Гондатти в Северо-Западную Сибирь для сбора антропологических и этнографических материалов. Исследователь собрал богатую коллекцию, включившую угловые арфы. Часть коллекции (в том числе арфа РЭМ 8761-11086) поступила в Музей прикладных знаний (откуда в 1896 г. была передана в ДЭМ), другая (включая арфу РЭМ 8761-9201) — в Антропологический музей при Московском университете, откуда в 1932 г. была передана в Центральный музей народоведения (ЦМН, преемник собраний ДЭМ). Для этнографического отдела Русского музея (ныне — РЭМ) инструменты данного типа собирали А.А. Миллер, С.И. Руденко, И.Ф. Нижарадзе. Особую ценность имеет приобретенная в 1907 г. хранителем музея А.А. Миллером единственная дошедшая до начала XX в. абхазская «аюмаа» (РЭМ 1247-152), принадлежавшая придворному музыканту последнего владетельного князя Абхазии. В 1927 г. Наркомпрос ССР Абхазии обратился с просьбой в Русский музей изготовить копию аюмаа «вследствие крайней необходимости упомянутого инструмента «Аюмаа» для Академии абхазского языка и литературы, которая имеет секцию искусств, занятую собиранием национальных старинных и новых песен и инструментов и их распространением с целью создания своего национального творчества». А.А. Миллер сделал в конце документа приписку: «Считаю возможным и желательным изготовить и выслать копию Аюмаа для НКП Абхазской ССР» (Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 25. Л. 61-62). Копию из кленового дерева заказали музыкальному мастеру Госакадемтеатров А.А. Вышнегорскому /Швальмму (там же, л. 60). В 1930-е годы по образцу данной копии абхазский мастер Хаджарат Ладариа из сел. Абгархук Гудаутского р-на стал изготавливать аюмаа для самодеятельных коллективов. В ЦМН, преобразованном в 1934 г. в Музей народов СССР (МН СССР), весомый вклад в комплектование собрания «чанги» сванов внес Е.М. Шиллинг (сборы 1927-1928 и 1939 гг., РЭМ №№ 8761-5527, 5528, 5657, 5658). В экспедициях 1927-1928 гг. Евгений Михайлович приобретал предметы в местах их бытования, в 1939 г. музыкальные инструменты были переданы Домом народного творчества в г. Тбилиси. В 1940 г. сотрудником ГМЭ В.П. Муратханом в артели «Красная звезда» в г. Тбилиси был приобретен усовершенствованный чанги конструкции К. Вашакидзе, предназначенный для оркестров грузинских народных инструментов. В 1948 г. собрание бывшего МН СССР, включившее коллекции ранее реорганизованных ДЭМ и ЦМН, были переданы в ГМЭ (ныне РЭМ). Цепочки передач привели к ухудшению сохранности и обезличиванию многих экспонатов. Арфы удалось идентифицировать на основе архивных документов и публикации А.Л. Маслова. Литература: Маслов А.Л. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском Этнографическом Музее, в Москве. Сост. А. Л. Маслов. Москва. 1909. №№ 1, 2, 3, 4. Архивные документы: Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 25. Лл. 59-66 [Переписка по вопросу об изготовлении копии арфы Аюмаа].

Авторы:

Гаджиева А.А., научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, хранитель музыкальной кладовой