Лира колесная − инструмент музыкальный: струнный: фрикционный
Белорусы
Российская Империя, Минская губерния, Речицкий уезд, Лоевская волость, дер. Крупейки
послед. треть XIX в.
Музей народов СССР
Музыкально-хореографическое творчество, музыкальные инструменты
Дерево; кость; металл; нити: животного происхождения: сухожильные (веревка); кожа; материалы животного происхождения: внутренние органы: кишки
Дл. – 67,0; шир. – 25,0; выс. – 17,0
Культура народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы
РЭМ 8762-34252
Лира колесная 3-струнная (1 струна мелодическая, 2 бурдонные) 11-клавишная. Принадлежала слепцу Арасу Заброде 1864 г.р. «Арас Заброда, 27 лет, из дер. Крупейки. Ослеп с трех лет. Семейный, живет с матерью и сестрами. Ведет домашнее хозяйство и полевое, кое-что делает сам, так как слеп не до полной темноты… Отправляется петь только по зимам (с Покрова). Прежде, когда жив был отец, Арас уходил надолго из дому, бывал в Киеве, в Чернигове, в Пинске и др. местах. Умеет играть на скрипке и отлично владеет лирой, поэтому зимой его зовут на свадьбы, пирушки и вечерницы; он знает очень много мирских песен. На лире учился играть в Могилевской губ., а стихам у нескольких старцев… Обладает прекрасной памятью и музыкальным слухом. К своему делу относится с любовью; жалуется, что по смерти отца пришлось вести хозяйство, стал отставать от пения – не до того. Способный, восприимчивый, живого и веселого характера, в высшей степени скромный и деликатный, Арас совершенно не похож на нищего… Арас, очевидно, любимый человек в деревне… Арас, несмотря на свою молодость, пользуется почетом у своей братии: он староста Юрьевичской иконы. <…> Арас своим пением и лирой удовлетворял разнообразным духовным потребностям своих односельчан <…> Арас искусно владел этим инструментом и пел под него не только духовные стихи, но и мирские песни». Корпус лиры «представляет собою деревянный ящик, по форме приближающийся к скрипке, но больше ее, вдвое глубже и без грифа. На нем натянуты три жильных струны, две толстых, а третья (средняя) вдвое тоньше. Звучат они от трения деревянного круга, который приводится в движение приделанною справа рукояткою. Круг помещен внутри корпуса близ задней (правой) его части, и только меньшая половина его выступает над ящиком в прорезе. Две крайние струны звучат, не меняя тона, и дают постоянную гармонию, а мелодия выделывается на средней струне. Для этого она пропущена внутрь длинного и узкого ящичка, прикрепленного сверху вдоль корпуса..., тогда как две крайние струны протянуты по сторонам ящичка снаружи. Поперек ящичка, в прорезах, вделаны 10-12 деревянных клавишей, имеющих на себе внутри ящичка по язычку. Если снаружи прижать клавиш, вдвигая его глубже в прорезе внутрь ящичка, то он цепляет язычком среднюю струну, и высота звука ее изменяется; кроме того, язычки на клавишах могут повертываться вправо или влево по желанию, и этим достигается перемена строя лиры приблизительно в пределах полутона. Для большей чистоты и мягкости звука, струны обматываются слегка хлопком в том месте, где они прилегают к кругу; круг натирается канифолью, которая тут же хранится в особом ящичке, в левом конце лиры, где и завертки струн. Для предохранения натертого круга от дождя и проч. он закрывается сверху лубком. Строй лиры такой: самая толстая струна -–основная, средняя дает к ней октаву, а третья квинту. Лира носится на ремне через плечо. При игре она кладется на колени так, чтобы клавиши наружной, более толстой своей стороною были наклонены книзу и после прижатия свободно отпадали назад. Правая рука вертит рукоятку, а левая лежит поперек верхнего ящичка, так что пальцы свободно касаются клавишей. Звук лиры тянущийся и заунывный». Дар Алексея Евгеньевича Грузинского Дашковскому этнографическому музею в 1891 г.
Грузинский А. Е. Из этнографических наблюдений в Речицком уезде Минской губернии // Этнографическое обозрение. – 1891. – № 4. Москва. 1891 142-156
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.