Вернуться
Альбомы

Колесная лира

Дата:

30.09.2022

Серия:
Музыкальные инструменты
Народ:

русские; великороссы; украинцы; малорусы; малороссы; гуцулы; белорусы

Аннотация:

Российский этнографический музей хранит небольшую, но представительную коллекцию колесных лир восточнославянских народов, сформированную на рубеже XIX и XX веков, дополненную иллюстративными и фотоматериалами, отображающими среду бытования и особенности использования инструмента. Колесная «лира», «рэля», «рыле́» (донецкая, далее дон.), реже «кобза», «гудок» (дон.) – струнный фрикционный музыкальный инструмент, звук которого извлекается колесом, вращаемым с помощью рукояти. Резонансовый корпус лиры состоит из дна и деки, чаще плоских, изредка сводчатых, соединенных широкой гнутой обечайкой. В торце более узкой части корпуса крепится колковая коробка (нередко имеет единое дно с корпусом), в которую вставляются колки («ключи», «закрутки») для натяжения струн. Кроме того, коробка используется для хранения запасных струн, кусочков канифоли и клочков хлопка или шерсти. Внутри широкой части корпуса монтируется колесо («кола», дон. «колесцо́», «колёсико»), выточенное из древесины плотной, мелкослойной текстуры. Колесо насажено на металлическую ось, продетую сквозь обечайку и соединенную с рукоятью («корда», «крючок»). Через прорезь в деке часть колеса (до 1/3) выступает наружу. Колесо натирается канифолью и, при вращении, касаясь струн, заставляет их звучать. Чтобы защитить колесо от повреждений, над ним устанавливается дугообразный предохранитель из луба (укр. «лубник», бел. «мост»). У большинства лир на деке монтируется коробка с клавишами («клапаны», дон. «шашки») – узкими деревянными планками с перпендикулярно установленными тангентами (дон. «толкачики»). Клавиши, вдвигаемые внутрь коробки, нажимают тангентами мелодическую струну, регулируя длину её вибрирующей части. Клавиатурная коробка прикрывается защитной крышкой. У донской лиры (РЭМ 8761-2615, 8762-34253) клавиши монтируются непосредственно в узкой части корпуса («шейке»). Лира оснащена 1-2 мелодическими струнами (укр. «спиваница», бел. «рымза», брянск. «тальянка») и 1-3 бурдонными (укр. «бас» и «пидбасок», дон. «гудок»). Имеется также уникальный безбурдонный образец (РЭМ 13265-1). Струны крепятся одним концом к струнодержателю/штифту, проходят через подставку («кобылку») и колесо, вторым концом крепятся к колку. Мелодические струны, кроме того, пропускаются сквозь стенки клавиатурной коробки через специальные отверстия (исключение составляет донская лира), бурдонные – проходят справа и слева от клавиатурной коробки. По желанию исполнителя бурдонные струны могут не использоваться, в этом случае их отводят от колеса и закрепляют на штифтах. Часть струн, соприкасающаяся с колесом, обматывается тонким слоем шерсти или хлопка для смягчения звучания. Во время игры инструмент кладут на колени головкой влево и с наклоном, благодаря чему клавиши под действием собственной тяжести отпадают от струн. Чтобы инструмент легче было держать, музыкант накидывает на шею ремень, прикрепленный к корпусу лиры. Вращая колесо правой рукой, он пальцами левой руки нажимает на клавиши. В игре на донской лире участвуют двое. «Сам «рылешник», он же и песенник, подложив под себя ремень или шнурок, подвязанный с левой стороны к инструменту, чтобы крепче держался на коленях, правой рукой вертит ручку («крючок»), в свою очередь приводящую во вращение колесцо, а левой, нажимая от себя «шашки», подыгрывает своей песне, прелюдируя перед началом каждого или только некоторых стихов, чтобы «дать голосу роздых», и украшая напев довольно затейливыми иногда вариациями с массой форшлагов. Роль другого ограничивается только тем, что он «держит коника», поддерживает головку, чтобы она не отходила от давления на клавиши рылешника, и вторит ему или «подголашивает». Иногда рылешник, хотя это сопряжено для него с некоторыми неудобствами, обходится и без помощника, упирая головку в какое-нибудь углубление в стене, в окно или в другое препятствие, удерживающее ее на месте…» (Листопадов А.М. Народная казачья песня на Дону). Широкое распространение колесная лира получила в юго-западных губерниях Российской Империи, была известна также в губерниях южных, Минской, Могилевской, Орловской, фиксировалась в Московской, Смоленской, Калужской, Тульской, Воронежской губерниях, на Кавказе и в других регионах. На бо́льшей части этого ареала лира бытовала в среде нищих, чаще всего слепых, основу репертуара составляли духовные стихи. Донская колесная лира, выявленная А. М. Листопадовым в станицах Усть-Белокалитвенской и Екатерининской, имела иные социальные и эстетические функции. «Местные рылешники, – в большинстве случаев люди зажиточные, даже богатые… приглашаются на свадьбы и в другие «канпании», но играют там не за плату, а как участники гулянья. Появление гудошника делает честь хозяину дома, который в оба глаза следит за тем, чтобы у того «ненароком релеюшка не заскрыпела», и спешит подмазать» (Листопадов А.М. Народная казачья песня на Дону). Во второй четверти XX в. традиция игры на колесной лире постепенно угасала в связи с исчезновением социальной среды ее бытования; на рубеже XX–XXI веков инструмент обретает популярность у фольклорных коллективов. Литература: Грузинский А. Е. Из этнографических наблюдений в Речицком уезде Минской губернии // Этнографическое обозрение. – М., 1891. – № 4. Листопадов А.М. Народная казачья песня на Дону. Донская экспедиция 1902-1903 гг. // Известия ОЛЕАиЭ, т. CXIII. М., 1906. – С. 159-218. Маслов А. Лира народный музыкальный инструмент // Русская музыкальная газета. -1902.- №12. -С.356-362

Авторы:

Гаджиева А.А., научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, хранитель музыкальной кладовой