Вернуться
Альбомы

Полесские музыкальные инструменты

Дата:

20.07.2022

Серия:
Музыкальные инструменты
Народ:

пинчуки; белорусы; малорусы; украинцы; русские; малороссы; поляки; ляхи; великороссы

Аннотация:

Полесье – уникальная историко-культурная и природно-географическая зона, расположенная на стыке трех современных языковых и этнокультурных ареалов - белорусского, украинского и южнорусского. Удаленность от крупных центров, трудная доступность, относительная замкнутость региона, отсутствие непосредственных контактов с неславянскими этносами способствовали консервации архаичных пластов традиционной музыкальной культуры. В то же время связи с соседними регионами были весьма активными - среди музыкантов полешуков распространено было сезонное отходничество, позволявшее им совершенствовать свое мастерство и способствовавшее расширению репертуара. Ярким примером этого служит биография слепого скрипача и лирника Араса Заброды из д. Крупейки Минской губернии, который игре на лире (РЭМ 8762-34252) выучился в Могилевской губернии, духовным стихам – у местных старцев, а от собирателя перенял стих о Голубиной книге. В зимний период (с Покрова) Арас отправлялся странствовать в далекие земли, бывал в Пинске, Киеве, Чернигове и других местах (подробнее: Грузинский А. Е. Из этнографических наблюдений в Речицком уезде Минской губернии // Этнографическое обозрение.- М., 1891 № 4. C. 142–156). Российский этнографический музей располагает представительной коллекцией музыкальных инструментов Полесья, сформированной несколькими поколениями исследователей. Начало комплектования коллекции связано с деятельностью Общества любителей естествознания и серией устроенных Обществом выставок. На Этнографической выставке 1867 г. были представлены 8 духовых инструментов и трещотка из Люблинского Полесья, на Антропологической выставке 1879 г. – 2 скрипки и 4 духовых инструмента из Белорусского Полесья. Кроме того, члены Общества передавали в дар Дашковскому этнографическому музею отдельные предметы (большая часть этих коллекций влилась в собрание ГМЭ в 1948 г.). С момента создания в 1902 г. Этнографического отдела Русского музея Александра III хранителями музея Е.А. Ляцким, Н.М. Могилянским, Ф.К. Волковым планомерно комплектовались полесские этнографические коллекции, включившие наиболее распространенные, типичные музыкальные инструменты /звуковые орудия. Выдающийся вклад в формирование собрания внес уроженец этих мест А.К. Сержпутовский, систематически обследовавший разные этнические группы населения Полесья. Во второй половине 1920-х гг. исследование восточного субрегиона Полесья проводят сотрудницы Центрального музея народоведения (Москва) Н.И. Лебедева и В.П. Никольская (большая часть этих коллекций влилась в собрание ГМЭ в 1948 г.). Представленные в альбоме образцы музыкальных инструментов /звуковых орудий, датируемые второй половиной XIX – первой половиной XX вв., демонстрируют единство региональных традиций и в то же время позволяют выявить некоторые особенные черты отдельных субрегионов. Повсеместно ведущая роль принадлежала скрипке, без которой не обходился ни один обряд, ни один праздник. Как правило, скрипка использовалась в ансамбле с бубном или барабаном. Именно такие составы запечатлены на фотографиях первой трети XX в. Начиная со второй половины 1930-х активно распространяются гармонь и баян, существенно потеснившие традиционные для этих мест инструменты. В среде слепцов бытовали колесные лиры, изготавливаемые в местных центрах. Традиция угасла в 1950-е гг. Разнообразно представлены духовые инструменты. А.К. Сержпутовский в полевых заметках 1923-го г. в Слуцком уезде Минской губернии отобразил 5 разновидностей местных флейт – «дудок», различающихся числом и расположением грифных отверстий, наличием /отсутствием раструба [АРЭМ Ф. 2. Оп. 2. Д.15. Л. 27]. Из богатой коллекции глиняных свистулек в альбом включены две, изображающие зооморфных существ, играющих на традиционных инструментах – скрипке и бубне. Тростевые инструменты были распространены значительно меньше, кроме того, не все образцы сохранились. Рисунок А.К. Сержпутовского из Слуцкого уезда зафиксировал три варианта «жалеек», отличающихся по материалам и варьирующих конструкцию инструмента [АРЭМ Ф. 2. Оп. 2. Д.15. Л. 28]. Сам Александр Казимирович «жалейки» из экспедиций не привозил, ему удалось приобрести только охотничьи манки «вабики» и «пищики», в том числе тростевые (исключены). В полевых заметках 1923-го г. А.К. Сержпутовский изобразил два мундштучно-амбушюрных инструмента - прямую «трубу» и изогнутый «рог» (между ними размещена флейта «дудка») [АРЭМ Ф. 2. Оп. 2. Д.15. Л. 25], что соответствует принятой классификации музыкальных инструментов. В то же время в полевых материалах 1906-1912 гг. трубы и рога собиратель дифференцировал не по форме, а по материалам: всё, что из дерева, независимо от формы и размеров, называлось «трубой», а «рогом» - изделия из животного рога, что соответствует местной традиции. Мундштучно-амбушюрные инструменты с грифными отверстиями отмечены только у восточной границы Полесья и, несомненно, являются маркерами русской традиции. Идиофоны в полесском ареале, за редкими исключениями (тарелки, варган), не могут быть отнесены к собственно музыкальным инструментам. Большинство из них – ударные «званки» (колокольчики), било, потряхиваемые «бразготки» (погремушки), бубенчики, скребковые трещотки – являются звуковыми орудиями с разнообразными функциями. Так, ботало использовалось детьми в разных календарных обрядах, трещотки идентичной конструкции могли использоваться и для отпугивания птиц и хищных животных, и в качестве детской игрушки, и в церкви на Страстной неделе. Кроме того, тарелочки и/ или бубенчики крепились к бубну и становились важной частью музыкального инструмента. Многие из представленных в альбоме образцов вышли из бытования, либо были вытеснены более поздними аналогами фабричного производства, поэтому музейные предметы являются важным источником исследовательских разысканий и реконструкций. Литература: Грузинский А. Е. Из этнографических наблюдений в Речицком уезде Минской губернии // Этнографическое обозрение.- М., 1891 № 4. C. 142–156. Архивные документы: АРЭМ Ф. 2. Оп. 2. Д.15. Этнографические заметки и зарисовки, составленные А.К. Сержпутовским во время командировки в Белоруссию [и Литву] в 1920 г. [1906, 1909, 1920-е] – 177 л.

Авторы:

Гаджиева А.А. – научный сотрудник высшей категории, хранитель музыкальной кладовой

Переход в ENG: