Рисунок (акварель): таблица: типы мужских головных уборов
Казахи
1860 г.
Дл. общ - 36,2 см Шир. общ. - 54,4 см Дл. листа - 26,2 см Шир. листа - 33,7 см
РЭМ 8764-17147
Музей народов СССР
Рисунок сделан в 1859 году чиновником Оренбургской пограничной комиссии Владимиром Николаевичем Плотниковым. Имея возможность по долгу службы наблюдать повседневную жизнь казахов и осознавая важность изучения их кочевого быта, В.Н. Плотников использовал свой художественный дар для создания этнографического альбома (45 листов), снабдив его к тому же научным комментарием. В 1867 году этот альбом стал экспонатом Всероссийской этнографической выставки, проведенной в Москве, и удостоился ее награды – Большой серебряной медали. Отдельный лист альбома характеризует мужские головные уборы казахов. Описание рисунков этого листа составлено автором данного онлайн-альбома. Верхний ряд (слева направо). •Мужской головной убор «калпак». Имеет основу из белого войлока, покрытую красным бархатом с золотной вышивкой. Покрой: две половины якореобразной формы, сшитые только по тулье, поля подвижны. Поля подшиты бархатом и окантованы золотым галуном. Такой же галун нашит поверх швов тульи. Головной убор входил в состав костюма казахской властной элиты. Его изготавливали на заказ согласно положениям о парадной одежде казахских чиновников, находившихся на государственной службе. • Мужской головной убор «калпак». Изготовлен из белого войлока. Покрой: две половины якореобразной формы; сшита только тулья, подвижные поля подшиты красным бархатом и окантованы золотым галуном. Такой же галун нашит поверх швов тульи. Высокие белые «калпаки» входили в состав костюма казахской властной элиты, а также состоятельных слоев населения. лисы. Головной убор покрыт красным бархатом, декорирован по краю полосой меха выдры (?), а на тулье нашивками золотого галуна. Покрой: высокая узкая тулья в форме усеченного конуса, к которой пришиты лопасти, закрывающие лоб, уши и верхнюю часть спины. К наушным лопастям пришиты завязки. В.Н. Плотников называет этот головной убор русским словом «малахай», казахи же называли его «тымак», «тумак». Статус богатого головного убора обозначен использованием меха лисы, бархата, золотого галуна, а также меха выдры, бобра или норки для опушки. • Мужской головной убор. Невысокая коническая тулья изготовлена из бордового бархата, имеет частую простежку, декорирована золотной вышивкой; по краю нашита полоса коричневого меха с выступами на висках. Такая шапка входила в состав сложного головного убора казахской элиты Области Оренбургских киргизов. Поверх головного убора в парадных случаях надевался высокий «калпак», не скрывавший меховую опушку шапки. • Мужской головной убор. Невысокая коническая тулья изготовлена из белой парчи, имеет частую простежку, декорирована золотым галуном; по краю нашита полоса меха с выступами на висках (см. предыдущий комментарий). Средний ряд (слева направо) • Мужской малахай. Изготовлен из гладкого меха коричневого цвета, покрыт черным плисом (?). Покрой: невысокая коническая тулья, к которой пришиты лопасти, закрывающие лоб, уши и верхнюю часть спины. На рисунке не выделены линии швов, но обычно лопасти выкраивались отдельно. Тулья служит скорее навершием для крепления лопастей, поскольку она явно меньше размера головы. Мех изображен гладким и густым, во всяком случае, это не овчина – наиболее употребляемый материал для «тымака». Для сравнения: на следующем рисунке фактура овчины передана отчетливо. • Мужской малахай (вид сбоку и сзади). Изготовлен из черной овчины, покрыт тканью синего цвета в полоску. Покрой: высокая тулья в форме усеченной пирамиды, к которой пришиты лопасти, закрывающие лоб, уши и верхнюю часть спины. Боковые и затылочная лопасть имеют выраженные оконечные выступы. • Мужской головной убор «калпак». Изготовлен из белого войлока, цельнокатаный. Тулья коническая, край на затылке отогнут наверх, передний край надвинут на глаза. В первой половине XIX в. войлочный калпак с низкой тульей в Западном Казахстане имел более широкое распространение, нежели в конце XIX века. По сообщению Б. Даулбаева, у казахов Николаевского уезда «калпак» являлся летним головным убором: «Шапок в старину, во время лета, большею частью не носили, а носили калпак, скатанный из белой бараньей шерсти» (см.: Даулбаев Б. Рассказ из жизни киргиз Николаевского уезда Тургайской области с 1830 по 1880 год // Записки Оренбургского отдела ИРГО. Оренбург, 1881. Вып. 4. С. 100). • Мужская зимняя тюбетейка из короткого коричневого меха, покрыта полушелковой тканью «адрас» с абстрактным рисунком среднеазиатского производства. Тулья низкая, округлая, спереди край отогнут наверх (возможно, художник хотел показать меховую основу убора). Нижний ряд (слева направо) • Мужская тюбетейка. Сшита из красного сукна, декорирована вышивкой. Покрой: тулья из четырех треугольных клиньев имеет коническую форму. Тюбетейку мужчины надевали на бритую голову. Изображенный головной убор отличает высокая остроконечная тулья; во второй половине XIX века тюбетейки такого покроя уже не носили. Красный цвет ткани и обильная вышивка указывают на принадлежность головного убора молодому мужчине. • Мужская тюбетейка. Сшита из полушелковой ткани с абстрактным рисунком среднеазиатского производства. Покрой: сшита из невысокого околыша и низкой округлой тульи, имеющей один шов. Изготовлена оседлым населением Средней Азии. Тюбетейки приобреталась казахами через обменно-торговые связи с оазисами региона. Так, по данным исследователей, бухарцы «привозят сюда следующие товары: мату (белую бумажную ткань), бешметы, тюбетейки, кушаки, обувь <…>» (см.: Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства. Оренбург, 1865. C. 177). • Мужская шапка. Изготовлена из меха лисьих лапок, покрыта зеленым бархатом. Тулья высокая, цилиндрическая, с округлым верхом; по краю выступает меховая основа. Один из видов летних мужских головных уборов западных казахов. Мех лисьих лапок относился к разряду престижных, статус головного убора определяла и ткань покрытия. • Мужской башлык. Сшит из домотканого сукна (?) бежевого цвета. Имеет высокую коническую тулью и длинную наспинную лопасть. Под башлыком художник изобразил край опушки малахая «тымак», тем самым подчеркивая, что дорожный башлык надевали поверх других головных уборов.
Народное искусство, изобразительное искусство; Костюм, головные уборы
Культура народов Средней Азии и Казахстана
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.