Хнефатафл – настольная игра, реконструкция реликтовой скандинавской стратегии. Санкт-Петербург, 2023 г. Частное собрание
Хнефатафл (Hnefatafl) — скандинавская настольная игра III–XII вв., представляет собой один из вариантов несимметричных шашек с элементами шахматной стратегии. В отличие от шашек, шахмат и нард, правила хнефатафла строятся на основе сюжета о конунге (или вожде), который со своей дружиной, попал в засаду. Окруженными врагами, превосходящими в два раза численность его воинов, конунг должен либо с боем вырваться из западни и уплыть на ладье (или добраться до спасительной крепости), либо погибнуть в сражении (или сдаться неприятелю в плен). Игра, рассчитанная на двух человек, имеет несколько вариантов в зависимости от игрового поля (7х7, 9х9, 11х11, 13х13 клеток) и количества фишек. Наиболее сбалансированным вариантом «Хнефатафла» сегодня считается «Фетлар». Правила игры: Поле: 11х11 клеток. Белые фишки – 1 король (фигура с короной) и 12 защитников; чёрные фишки – 24 нападающих. «Королевские позиции» – клетки, занимать которые может только король: «трон» – клетка на центральном перекрестии доски (отмечена косым крестом); «крепости» (или «ладьи») – четыре позиции по углам поля (затемнены). Порядок ходов. Первыми всегда ходят черные – нападающие, затем игроки делают ходы по очереди. 1. Фигуры можно передвигать только по горизонтали или по вертикали (наподобие шахматной «ладьи») на любое количество свободных клеток. «Перепрыгивать» через другие фигуры нельзя. 2. Захватить простого «воина» противника можно, окружив его с двух сторон. Более фигура в игру не возвращается. Фигура считается захваченной, если «западня» закрыта движением (ходом) противника, но если фигуры противника уже стояли на доске, то игрок может провести своего «воина» между двумя противниками. Чтобы захватить короля, его нужно окружить с четырех сторон, либо, если он прижат к краю поля – с трех сторон, но король «вооружён», то есть с его помощью также можно срубить фигуру нападающего. 3. Клетки «Крепостей» враждебны по отношению ко всем фигурам, кроме короля. Это означает, что они могут заменить одного из двух воинов, как белого, так и черного воинства, принимающих участие в захвате противника. Клетка «трон» всегда является враждебной по отношению к нападающим, к защитникам — только если она пустая. 4. Победа белым засчитывается, если король добирается до одной из крепостей; нападающие – черные выигрывают, если смогут окружить фигуру – «запереть» короля, таким образом, чтобы он не смог сделать более ни одного хода. В игре, неофициально, существует традиция осуждения «пирровой победы», если король, спасаясь сам, потерял всех защитников. Достоин ли уважение такой конунг? Забытые, и, казалось бы, навеки утраченные правила игры эпохи викингов, удалось восстановить благодаря записям великого шведского натуралиста Карла фон Линнея (1707—1778), сделанным у лесных саамов во время «Лапландской экспедиции» — путешествия, которое молодой ученый предпринял в 1732 г.
Игровая деятельность (народный театр, игры, развлечения), игры
Культура народов Северо-Запада и Прибалтики
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.


