Вернуться
Экспонаты

Шар для игры в «гилку». Украинцы

Название:

Шар для игры в «гилку»

Народ:

Украинцы

Территория по музейной документации:

Российская Империя, Киевская губерния, Киевский уезд, мест. Обухов

Датировка:

кон. XIX в. – нач. XX в.

Темы:

Игровая деятельность (народный театр, игры, развлечения), игры, спортивные (подвижные, состязательные); Игровая деятельность (народный театр, игры, развлечения), атрибуты и приспособления

Материал:

Дерево

Размер:

Обхват - 20,0

Коллекция:

Культура народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы

Коллекционный номер:

РЭМ 2206-420/1

Аннотация:

При изучении народных игр рубежа XIX–XX вв. на основе музейного вещевого материала современные исследователи нередко имеют дело не с полными комплектами игрового инвентаря, а с его отдельными составляющими, сохранившимися деталями. В этой связи особо ценным источником, позволяющим достоверно реконструировать состав поступившего в собрание музея набора принадлежностей той или иной игры, становятся коллекционные описи, являющиеся «ключом» к расшифровке интереснейшего контекста бытования на первый взгляд не самого примечательного игрового артефакта. Примером фрагментарно сохранившихся памятников является грубо выточенный из куска дерева шар, входивший в комплект для одной из наиболее распространённых восточнославянских подвижных игр с мячом – «гилки». Помимо, собственно, мяча (или, согласно описи, – «шара») в поступивший в собрание Этнографического отдела Русского музея императора Александра III комплект входили бита («гилка» или «ломачка»), а также деревянная палочка – «цюрка», которая, скорее всего, использовалась не в „гилке», а в одноименной игре – «цюрке» – аналоге знаменитого русского «чижа». Сам тип деревянного шара хотя и имел широкое применение в восточнославянских подвижных играх с мячом – например, в играх с закатыванием снаряда в лунку, не характерен для «гилки», в которой, согласно этнографическим свидетельствам, преобладали войлочные (а позднее – резиновые) мячики, и поэтому, судя по всему, представляет собой менее распространённый вариант игрового снаряда. Как и большинство народных игр «гилка» бытовала под разными названиями, каждое из которых примечательно акцентом на том или ином признаке, атрибуте игры. «Гилка» в данном случае – это и сама палица, палка-бита (укр. «гiлка» – ветка), и указание на осуществляемое с её помощью игровое действие (укр. «гилити» – бить, отбивать). На тип используемого подвижного снаряда прямо указывает другое название игры – «у мяча» («в мяч»). В конце XIX столетия в губерниях Малороссии «гилка» была известна в нескольких вариантах, в основе которых лежали традиционные игровые действия с инвентарём – выбивание и ловля мяча, а также принцип организации игрового пространства – деление площадки на «город» (зона нанесения удара) и «поле» (пространство ловли мяча). Так, например, если в «простую» гилку могли играть вдвоём, то в «сложной» появлялся участник, подбрасывающий мяч под удар, наносившийся битой уже с двух рук. Наиболее развитую форму игры представляла собой «гилка маткова» или «матка», правила которой предписывали формирование двух команд под руководством лидеров («маток)», выполнение перебежек через всю площадку к специально обозначенной «ступке» и, соответственно, «засаливание» бегущего полевыми игроками и т.д. Именно этот вариант «гилки» идентичен знаменитой русской лапте; обнаруживает он немало параллелей и с современным американским бейсболом. Помимо, собственно, двигательного компонента, гилка издавна вызывала интерес исследователей своей социокультурной составляющей. В сознании игроков присутствовала категория «престижа», неравнозначности занимаемых на площадке позиций: более высоким статусом обладал «город» и связанная с ним роль бьющего, менее интересным, пассивным считалось пребывание в «поле»: в этом стремлении «завоевать» территорию «города» и рождались драматургия, накал игры. Оттачивание мастерства управления командными действиями, наработка опыта взаимодействия с товарищами – всё это было бесценной школой социализации подростков, закрепляло высокий статус «гилки» как парубоцкой игры. Впрочем, не чурались «гилки» и взрослые мужчины. Бытовавшая в широком социальном срезе, «гилка» по праву считается одной из наиболее «живучих» народных подвижных игр, традиционные формы бытования которых фиксировалась вплоть до середины XX столетия.