Вернуться
Экспонаты

Карелы, вепсы. Персонажи святочных ряжений. Мужской и девичий костюмы святочных ряженых. Карелы; вепсы

Название:

Карелы, вепсы. Персонажи святочных ряжений. Мужской и девичий костюмы святочных ряженых.

Народ:

Карелы; вепсы

Темы:

Костюм, мужской; Костюм, женский

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Аннотация:

Мужской костюм святочного ряженого Карелы Тверская губ., Весьегонский у. 1920-е гг. Девичий костюм святочной ряженой Вепсы Новгородская губ., Тихвинский у. 1920-е гг. Обрядовое ряжение у вепсов и карел было одним из самых интересных народных увеселений, проходивших с Рождества и до Крещения. В этом обряде принимали участие все желающие, переодетые в костюмы святочных персонажей (коня, козла, чёрта, попа, покойника). Девушки и парни ходили большими группами; совершали обход домов и посещали молодежные святочные вечеринки. Традиционное ряжение представляло собой переодевание в костюмы, не соответствующие полу и социальному статусу. Мужчины надевали на себя маски из белой и чёрной бумаги, привешивали длинные бороды из кудели, переодевались в женские костюмы, а женщины – в мужские. Переодетые в мужчин женщины обычно закрывали лицо платком или надвигали на глаза меховую шапку, чтобы стать неузнанными. В конце XIX – первой трети XX века для маскарада использовали всё, что хранилось в сундуках: старую поношенную одежду: вывернутые наизнанку шубы, дырявые кафтаны, старинные вышедшие из употребления шёлковые и шерстяные сарафаны, рубахи с вышивкой и т.п. На ноги часто надевали непарную обувь, а на голову корзину или другую утварь. В середине XX века женщины позволяли себе рядиться в мужские брюки, пиджаки и пальто. Часто к костюму подвешивали символические признаки пола: женщины – морковь, мужчины – свеклу (грудь), с помощью которых всему обрядовому действу придавалась эротическая окраска. Поскольку ряжение воспринималось как дело греховное и опасное, после завершения праздничного периода все, принимавшие участие в переодевании, должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в крещенской проруби.