Вернуться
Альбомы

Выставка «Мужское и женское в одежде народов Евразии: игры культур»

Дата:

26.09.2023

Серия:
Альбомы к выставкам
Костюм
Народ:

русские; карелы; вепсы; литовцы; чуваши; эрзя; мордва; буряты; эвенки; ненцы; якуты; удэгейцы; долганы; кабардинцы; бжедухи; кубачинцы; адыгейцы; карачаевцы; балкарцы; грузины; черкесы; таджики; каракалпаки; узбеки; туркмены; киргизы; казахи; украинцы; румыны; гуцулы; русины

Аннотация:

Выставка «Мужское и женское в одежде народов Евразии: игры культур», является продолжением проектов Российского этнографического музея, посвященных теме «Антропология вещи», и представляет уникальные экспонаты, демонстрирующие визуализацию гендерных характеристик в народном костюме народов Евразии XIX–XX века.

Авторы:

Калашникова Н.М. – зав. отделом этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы; Малевская Е.Л. – ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа; Королькова Л.В. – научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики; Засецкая М.Л. – научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики; Мишуринская О.В. – научный сотрудник отдела этнографии Поволжья и Приуралья; Сластникова Л.А – научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Кубель Е.Л. – научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Федорова М.В. – научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока; Карапетова И.А. – научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока; Смурова К.Р. – научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы; Дьякова Е.В. – научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы

Мужские и женские костюмы в обыденной жизни

Мужская и женская традиционная одежда в рамках одного культурного кода имела общие черты в конструкции, но при этом различалась существенными деталями, разнообразием материалов, цветовой гаммой, приемами и мотивами декора, характерной манерой ношения костюмов, в результате чего точно подразделялась по гендерному признаку на мужскую и женскую.
Представленные на выставке костюмные комплексы свидетельствуют, что в традиционной культуре русских маркирование гендерных различий в одежде начиналось в подростковом возрасте, достигало апогея при вступлении в брак и в фертильный период, и постепенно снижалось в пожилом возрасте. Одежда стариков, обычно сшитая из светлой ткани, практически без декора и украшений, походила на детскую.
Экспонируемые на выставке образцы одежды иллюстрируют идею однотипности некоторых элементов в мужской и женской одежде в рамках определенной этнокультурной традиции.
Так, одинаковая по покрою мужская и женская одежда эвенков отличалась лишь длиной кафтана и формой нижнего края нагрудника: у женского он был прямым, у мужского – с острым мысом. При существенной разнице в деталях кроя мужские и женские костюмы бурят имели одинаковые конструкции головных уборов и обуви.
Схожие по крою мужские и женские кафтаны вормских шведов отличались только формой выреза мужского ворота.
Несомненное сходство в покрое основных элементов одежды существовало у народов Северного Кавказа. Например, кафтанчик, входивший в костюм адыгейской девушки, типологически был схож с мужским бешметом или черкеской. Существенная разница заключалась в длине изделий, декоре золотного шитья женского костюма и наличии аксессуаров для ношения оружия у мужчин. Экспонируемые комплексы девичьего и мужского костюмов наглядно подтверждают единство кроя. Плечевая одежда (рубахи, халаты) оседлого населения Средней Азии имела общий туникообразный крой, различаясь в деталях, в то время как покрой поясной одежды у мужчин и женщин, проживавших на одной территории, был одинаков.
У восточнославянских народов мужская и женская верхняя одежда часто выполнялась из одинакового материала, использовался общий крой, но применяли, при этом, разнообразный декор. Так, мужские и женские русские кафтаны и украинские свиты были одинаково скроены (с отрезной спинкой), но украшались по-разному: у русских – отделкой тесьмой или отрезком ткани, у украинцев – цветными шерстяными шнурами и вышивкой, аппликациями из разноцветного сафьяна. Традиционный костюм карпатских русинов включал короткую меховую распашную безрукавку, которую носили и женщины, и мужчины. Её декорировали симметрично расположенной разноцветной аппликацией, вышивкой шерстяными нитями, украшали помпонами и металлическими колечками. Отличие мужских безрукавок от женских заключалось не в покрое, а в разномасштабном орнаменте и длине: женская была короче. 

Обрядовые наряды как артефакты игры и обрядового перевоплощения

Однако, если в обыденной жизни одежда у всех народов при наличии общих черт четко различалась на мужскую и женскую, то в обрядовых действах использовались костюмы, которые носили маргинальный характер, имели гипертрофированную форму нарядов и рассматривались как артефакты игры или обрядового перевоплощения, нацеленных на изменение внешнего облика при помощи переодевания, использования таких атрибутов как маски, отдельные предметы одежды и пр. Обрядовая «смена пола», традиция ряженья мужчин в женское платье и наоборот, в традиционных культурах встречалась у многих народов Евразии. Использование одежды противоположного пола допускалось в рамках ряженья, приуроченного к разным календарным праздникам и обрядам жизненного цикла, в частности, к свадьбе.
Так, в экспонируемом на выставке чувашском костюме жениха демонстрируется сочетание женских аксессуаров – бисерного оплечья и свадебного платка с мужским атрибутом – нагайкой, которой он отгонял злых духов. Известно, что праздничный костюм мордовского жениха было принято дополнять деталями женской одежды – поясом с кистями для подпоясывания рубахи, подвеской на поясе и металлическими гребнями. Переодевание мужчин в женскую одежду и наоборот чаще всего происходило в период рождественских и новогодних праздников. В случае, если ряжеными были только парни или молодые мужчины, то им приходилось играть как мужские, так и женские роли.
На выставке представлены персонажи карпатских театрализованных представлений «Маланка» – «баба», «королева» и «цыганка». Их изображали ряженые-мужчины, одетые в традиционные для этой местности женские костюмы, а в качестве атрибутов использовали такие предметы как сумку-ридикюль, ведёрко, метлу или веник. Для подчеркивания форм женской фигуры, мужчины пользовались специальными накладками. Завершала образ ряженого маска из папье-маше.
У народов Дагестана существовал обычай ритуальных действ, участниками которых были члены мужских союзов. Экспонируемые костюмы персонажей театрализованного действа «Шахские игры» демонстрируют женские наряды, в которые облачались молодые мужчины селения Кубачи.
Излюбленным развлечением на праздниках в Средней Азии было выступление артистов народного театра – маскарабозов, разыгрывавших сатирические сценки. На выставке представлены костюмы комической старухи и молодой женщины, в которые рядились мужчины. Изображая старуху, героиню целого цикла небольших пьес, в которых высмеивались человеческая глупость, мелочность и жадность, мужчина-актер надевал на голову большое количество платков и наряжался в свободного кроя платье с непомерно широкими рукавами. Нелепый головной убор маскарабоза, дополненный двумя обглоданными косточками какого-то животного, усиливал комический эффект представления за счет костюма и соответствующих аксессуаров.
Обрядовое переодевание известно было также у жителей Петербургской губернии и Карелии, когда девушки и парни в костюмах святочных персонажей (коня, козла, чёрта, попа, покойника) ходили большими группами; совершая обход домов и посещая молодежные святочные вечеринки. Ряженье у вепсов и карел являлось одним из самых любимых зимних народных увеселений. Переодевание мужчин в женщин и наоборот носило развлекательный характер. Как показано на выставке ряженые обычно закрывали себе лицо платком или надвигали на глаза меховую шапку, чтобы быть неузнанными. Часто к костюму подвешивали символические признаки пола: женщины – морковь, мужчины – свеклу, с помощью которых всему обрядовому действу придавалась эротическая окраска. Однако, ритуал заканчивался, его участники должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в крещенской проруби и вернуться к традиционной одежде, характерной для повседневной жизни.
Таким образом, представленные на выставке подлинные костюмные комплексы из собрания музея, свидетельствуют о существовании гендерных предпочтений в традиционной одежде народов Евразии XIX-XX в., четко разделявших мужские и женские костюмы в обыденной жизни общества, и обрядовые наряды как артефакты игры и обрядового перевоплощения.

Видеоэкскурсии по выставке

Выставка «Мужское и женское в одежде народов Евразии: игры культур»: экскурсия первая
Выставка «Мужское и женское в одежде народов Евразии: игры культур»: экскурсия вторая

Видеоподкасты

Летний головной убор «Малгай». Агинские буряты
Головной убор костюма «Старухи». Каракалпаки
Мужская шляпа. Эстонские шведы