Вернуться
Экспонаты

Русские. Праздничные костюмы молодой женщины и молодого мужчины. Русские

Название:

Русские. Праздничные костюмы молодой женщины и молодого мужчины

Народ:

Русские

Темы:

Костюм, женский; Костюм, мужской

Коллекция:

Культура русского народа

Аннотация:

Праздничный костюм молодой женщины Русские Рязанская губ., Данковский у., с. Зверево Последняя четверть XIX в. Праздничный костюм молодого мужчины Русские Рязанская губ. Последняя четверть XIX в. В традиционной культуре русских костюмы мужчин и женщин значительно отличались друг от друга. Основу мужского костюма составляли рубаха (преимущественно косоворотка), поясная одежда порты/ брюки, пояс, иногда жилет, головной убор (шляпа или картуз), обувь (лапти или сапоги). В состав женского костюма входили рубаха (обычно с нагрудным разрезом по центру или вовсе без него), поясная или плечевая одежда (понева, юбка, сарафан), передник и/или нагрудная одежда (шушпан, шушка и под., жилетка «корсетка», душегрея, шугай и др.), пояс (один, два или несколько), головной убор (сорока, кокошник, повойник и др.; часто с головным полотенцем, платком, покрывалом), обувь (лапти, туфли «коты», сапоги и др.). Можно заметить, что в мужском и женском комплексах есть общие детали, но они, как правило, имеют различие в крое (например, рубахи или нагрудная одежда), декоре (даже при одинаковом крое это особенно заметно, например, по верхней одежде типа кафтана, полушубка), количестве предметов (пояса – у мужчин обычно один, у женщин в некоторых местностях – два и более). В отличие от мужского костюма женскому свойственно дополнение в виде множества разных украшений. Гендерные особенности в одежде начинали проявляться в подростковой поре. Они достигали пика по достижении брачного возраста и в фертильный период: костюм становился более сложным по составу и дифференцированным в соответствии со временем года (была верхняя одежда для зимы, весны и осени, то же касалось обуви) и ситуации (обыденность, праздник, обряд). Женщины носили головные уборы, полностью закрывавшие прическу, зачастую даже дома. Мужчины могли ходить с непокрытой головой (в обязательном порядке в храме), либо носили шляпу или картуз, снимая убор во время приветствия. Использование одежды противоположного пола было возможно в рамках ряженья, приуроченного к календарным праздникам и обрядам жизненного цикла, в частности к свадьбе. Ситуации такого рода презентируют отличную от обыденной действительности игровую реальность, которая нередко построена на принципе перемены оппозиционных признаков, в том числе и мужского – женского.