Вернуться
Экспонаты

Фибула – женское нагрудное украшение. Эстонцы

Название:

Фибула – женское нагрудное украшение

Народ:

Эстонцы

Территория по музейной документации:

Лифляндская губерния

Датировка:

конец XIX века

Собиратель:
Гальнбек Иван Андреевич (корреспондент музея, архитектор)
Материал:

Серебро

Техника:

Металлообработка: ковка; металлообработка: гравировка; металлообработка: чеканка; металлообработка: пайка; металлообработка: скручивание; металлообработка: насечка

Размер:

Диам. - 11,3

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 891-51

Аннотация:

Фибула конусообразная (эст. Kuhiksõlg, мест. диал. Sõl’g) – женское нагрудное украшение. Корпус фибулы имеет форму усеченного конуса, с отогнутым под тупым углом краем у основания, украшенным рядом чеканных «зерен». Верхнее центральное отверстие обрамлено спиралевидным ободком. Вокруг ободка укреплена игла — подвижно-закрепленный язычок, зауженный и загнутый книзу на свободном конце, служивший застежкой. Другой конец иглы слегка расплющен, вставлен в сквозное отверстие у ободка и закручен вокруг него. Такой же спиралевидный ободок обрамляет основании конуса. Лицевая поверхность конуса украшена орнаментальной композицией, выполненной в технике двухмерного плоскостного гравирования. Основу композиции составляют четыре медальона с геометризованным растительным орнаментом, расположены друг против друга на взаимно-перпендикулярных осях. Каждый медальон представляет собой 6-ти лепестковый цветок, вписанный в круг, в центре которого помещена 6-ти лучевая розетка. Между медальонами – сильно геометризованные изображения цветов, типа колокольчиков. Основные различия в развитии эстонских и латышских фибул наметились еще в эпоху Ренессанса XVI в., дальнейшая эволюция фибулы демонстрирует особенности отбора средств художественной выразительности в Латвии и в Эстонии при создании этнических украшений данного вида. Если для сельских ювелиров Латвии, которые испытывали воздействия не только со стороны искусства Северной, но и Центральной Европы, характерны композиции, построенные на сочетании рельефных разновысотных и разнородных элементов декора и полихромия, то эстонские мастера предпочитают монохромию и графические (гравированные) изображения. В результате, в XVII–XVIII вв. появляется новое женское нагрудное украшение – большая конусообразная фибула, которая, как справедливо отмечает эстонский искусствовед К. Кирме, является детищем эстонской культуры (Kirme Eesti sõled. Tallinn, 1986 1986. Lk. 52–117).

Выставки:
Балтика на перекрестке культур г. Санкт-Петербург 2021-2022
И.А. Гальнбек - собиратель эстонской этнографии г. Санкт-Петербург 2013
Образы народов России. К 400-летию Дома Романовых г. Санкт-Петербург 2013-2014