Вернуться
Экспонаты

«Кобыз» - инструмент музыкальный: струнный: шейковый: смычковый (со смычком РЭМ, № 4-1/2). Казахи

Название:

«Кобыз» - инструмент музыкальный: струнный: шейковый: смычковый (со смычком РЭМ, № 4-1/2)

Народ:

Казахи

Территория по музейной документации:

Российская Империя, Тургайская область, уезд Иргизский

Датировка:

конец XIX века

Темы:

Музыкально-хореографическое творчество; Музыкально-хореографическое творчество, музыкальные инструменты

Материал:

Дерево; кожа; волокна: животного происхождения: конский волос; металл; металл

Размер:

Длина инструмента - 74,0; ширина - 15,0; выс. - 7,0; длина смычка - 61,5

Коллекционный номер:

РЭМ 4-1/1

Аннотация:

«Чтобы производить чудеса, баксы должен привести себя в возбуждение, ради чего он играет на кобызе, двухструнном смычковом инструменте... и постепенно более и более оживляется; при этом он пением призывает на помощь пророка и всех святых <...> Иногда баксы́ заговаривает самый кобыз и заставляет его стоять прямо, на доске, хотя форма кобыза (его кузов) не позволяет этого <…> Число баксы сократилось в настоящее время: с одной стороны, закон запрещает заниматься шаманством со времени издания нового Степного положения для киргиз 1868 г., и появившиеся в степи доктора особенно восстают против бакс; с другой стороны, муллы проповедуют, что шаригат (духовный закон мусульман) запрещает гадать, и прямо говорят, что грешно обращаться к баксам за помощью, и киргизы эти гадания и чудеса бакс считают за грех <…> Теперь баксы́ проживают где-нибудь вдали от властей и тайно занимаются своим искусством… Им не верят теперь и сами старики-киргизы и гоняют их из своих аулов: закон не велит, шаригат запрещает <…> Я очень хотел увидеться с баксы, но это мне не удавалось, так как их теперь уже мало; я был рад, когда нашел и купил музыкальный инструмент баксы — кобыз; а через несколько времени доехал было до самого баксы (был в 25 верстах от него и просил волостного управителя привести мне его, но посланный через сутки возвратился от баксы с ответом, что, во-первых, у него нет лошади, чтобы ехать, а потом, что «уже давно все нечистые силы удрали от него». Он, вероятно, боялся русского и какого-нибудь преследования и поэтому уклонился ехать (Отчет члена-сотрудника С. Рыбакова о поездке к киргизам летом 1896 г. по поручению Императорского Географического общества. Ч. 1: Общие наблюдения над современным бытом киргиз // Живая старина. СПб: тип. А.П. Лопухина, 1897. Вып. 2. - С. 205-207]

Публикации:

Рыбаков С.Г. Рыбаков С.Г. Отчет члена-сотрудника С. Рыбакова о поездке к киргизам летом 1896 по поручению Императорского Географического Общества (часть 1-я, общие наблюдения над современным бытом киргизов) // Живая старина. 1897. Вып. 2. Санкт-Петербург. 1897 С. 160-217
Булатова Д., Гаджиева А. Казахский кыл кобыз: вопросы сохранения (на основе музыкальных инструментов из коллекции Российского этнографического музея) // Личность, традиция, культура в музыкальной этнографии: к 150-летию Александра Затаевича. Мат-лы м/н научно-практической конференции (Алматы, 6-7 июня 2019 г.). Алматы. 2019 с. 97-98

Выставки:
Общий язык – знак г. Санкт-Петербург 2014