Блюдо декоративное настенное
Украинцы : гуцулы; украинцы
Украинская ССР, Ивано-Франковская область, г. Косов
Нач. 1960-х гг.
Народное искусство, прикладное искусство, художественная обработка глины (керамика)
Керамика: глина; ангоб; краска: керамическая; глазурь
Диам. – 30,0; диам. осн. – 22,5; шир. бортика – 3,2
Культура народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы
РЭМ 13440-3
Истинной «жемчужиной» собрания украинской народной керамики РЭМ являются коллекции предметов традиционного гончарного производства одной из историко-этнографических областей карпатского региона – Гуцульщины. Порядка 700 изделий представляют развитие традиций гуцульской художественной керамики в крупнейших центрах её изготовления – г. Косове, селах Пистынь и Куты – на протяжении XIX – XX веков. Наиболее полно и разнообразно представлена знаменитая косовская школа художественной керамики, обширные собрания которой во второй половине XX века были составлены ленинградскими художниками, коллекционерами Д. Н. Гоберманом, В. Г. Левиным, О.П. Нератовой. В 1962 г. на этой же волне творческого очарования Карпатами, яркой и самобытной культурой гуцулов несколько изделий были приобретены у мастеров и на базаре Косова известным ленинградским-петербургским живописцем, педагогом, народным художником РФ О.А. Еремеевым (1922–2016). Часть этого небольшого собрания, переданного в дар музею, представлена на выставке. Будучи подписными, экспонируемые керамические изделия выразительно указывают на преемственность в передаче и развитии гончарной традиции, семейном характере промысла, в значительной степени определяющих сам феномен косовской школы художественной керамики, в XX в. прославленной творчеством выдающихся гончарных династий. Декоративное блюдо изготовлено Стефанией Танасовной Заячук (1909–1999) – дочерью знаменитой косовской мастерицы, члена Союза художников УССР Павлины Иосифовны Цвилык (1891–1964). В отличие от обширного наследия матери творчество Заячук менее известно, в собрании РЭМ отсутствовали подписные работы мастерицы. Тем ценнее приобретение блюда, подтверждающее устойчивое воспроизведение традиции в среде народных мастеров в противоречивый период становления в косовском гончарстве централизованных форм организации промысла и системы ремесленного обучения молодежи. Декорированное в характерной технике гравированной подглазурной росписи, выдержанное в традиционной коричнево-жёлто-зеленой по белому фону цветовой гамме, блюдо С.Т. Заячук являет собой пример обращения к «классическому» для Гуцульщины изобразительному сюжету «возница в бричке», а также к традиционным растительным и геометрическим мотивам, широко представленным в творчестве (прежде всего, в расписных печных изразцах – кахлях) одного из величайших мастеров косовской школы художественной керамики середины XIX века Олексы Бахматюка. Несмотря на кризисные явления второй половины XX века, косовская керамика сохранила свой традиционный «облик» и на сегодняшний день представляет одно из наиболее ярких, узнаваемых явлений в народной украинской керамике. Ресурсы и перспективы дальнейшего развития гончарных традиций региона в значительной степени связаны со знаменательным событием: в декабре 2019 года «традиция косовской расписной керамики» была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.