Экспонаты
«Сорока» - часть женского головного убора. Русские
«Сорока» - часть женского головного убора. Русские
Название
«Сорока» - часть женского головного убора
Народ
Территория
Тверская область, Сандовский район, Глебени дер.
Датировка
Последняя треть XIX в.
Собиратель
Шангина Изабелла Иосифовна
Материал
Ткань: шерсть; ткань: полотно: льняное; ткань: полушелковая; ткань: позумент; нити: металлические
Размер
Дл. общ. – 22,3; дл. очелья – 14,0; шир. очелья – 40,5; шир. задней части – 15,5
Коллекция
Культура русского народа
Коллекционный номер
Аннотация
«Сорока» – верхняя часть многосоставного головного убора замужних женщин. Сорока надевалась на кичку – мягкую шапочку из холста с жестким каркасом по лобной части; на затылке, ближе к шее кичку прикрывала еще одна часть убора – подзатылень. Изготавливали сороку из покупных и домотканых тканей, а очелье украшали вышивкой, шитьем, нашивками. Переднюю часть сороки, располагавшуюся на лбу, в народной традиции назвали «чело», боковые части – «крылья», использовали как завязки, а заднюю, прикрывающую затылок, – «озадок» и «хвост». В 2018 г. проводилось этнографическое обследование тех деревень Сандовского р-на Тверской области, в которых почти 100 лет назад наши предшественники собрали замечательную коллекцию старинной одежды пушкарей – локальной группы русского народа, ценность которой с годами возрастает. Задача экспедиции заключалась в сборе устных сведений о прошлом и настоящем местной крестьянской традиции, была и надежда найти какие-нибудь этнографические экспонаты. И она оправдалась. В деревне Глебени хозяйка одного из деревенских домов показала сотрудникам музея коллекцию из 12 сорок и двух позатыльников, сохранившихся со времен ее бабушки. По внешнему виду они напоминали те головные уборы, которые уже имелись в музее. Переговоры о приобретении коллекции, включающей также образцы узорного тканья, вышивки, деталей одежды, продолжались в течение года. После поступления предметов в музей появилась возможность сравнить «старые» и «новые» сороки из д. Глебени: их крой, размеры, материал, декор и орнаментальные ряды. Практическая идентичность сорок, происхождение их из одного места, приблизительно одинаковые даты изготовления позволяют использовать богатую сопроводительную информацию о сороках, собранных в самом начале 1920-х гг., и для атрибуции новых поступлений. Таким образом, мы можем предположить, что перед нами сорока «золотоломка» – так называли сороки, чело которых было расшито серебряными нитями и блёстками, а носили «золотоломки» только молодые женщины по самым большим праздникам.
Выставки
Новые поступления в собрание Российского этнографического музея Санкт-Петербург 2020