Экспонаты
Кукла. Украинцы
Кукла. Украинцы
Название
Народ
Украинцы
Территория
Украина, Хмельницкая область, Каменец-Подольский г.
Датировка
Собиратель
Дьякова Елена Васильевна
Материал
Нити: нити растительные: нити хлопчатобумажные; ткань: ткань хлопчатобумажная; нити: нити искусственные; ткань (из искусственных нитей); ткань: лента; материалы покрытий и соединений: клей; дерево
Размер
Выс. – 17,5; ширина размаха рук – 14,5; объем – 18,0
Коллекция
Культура народов Украины, Белоруссии и Молдавии
Коллекционный номер
Аннотация
Среди современных явлений народной культуры украинцев особый интерес для исследователя-этнографа представляет процесс возрождения традиций изготовления текстильной (тряпичной) куклы. Типичными образцами, позволяющими отметить некоторые особенности этого явления, могут послужить куклы, изготовленные в 2015 году членом Союза народных мастеров Украины, преподавателем Каменец-Подольской художественной школы Т.В. Щербиной (р. 1955 ), приобретенные для музея научным сотрудником Е.В. Дьяковой. В Украине народная традиция изготовления игровых детских кукол из кусочков ткани в силу естественных социально-экономических процессов, в частности замены игрушек домашнего изготовления покупными фабричными, в 1950-х годах стала угасать. Характерный для периода 1990-х годов подъем этнического самосознания украинцев спровоцировал обращение к народным традициям, подчеркивающим историческую самобытность украинской культуры. Одним из таких символов и стала тряпичная кукла. «Кукольному буму», охватившему Украину в 2000-х годах, предшествовала исследовательская работа отдельных энтузиастов по «реконструкции» истории украинской куклы в целом и текстильной в частности. Так, книга киевского искусствоведа, художника Александра Найдена «Украинская народная игрушка» стала настольной для многочисленных мастериц, «осваивавших» традиции предшествующих поколений. То обстоятельство, что современная украинская кукла изготавливается по-преимуществу людьми, не связанными с народной традицией, знакомыми с ней по книгам, обусловило формирование неоднородной картины состояния данного направления, в котором преобладают свободные интерпретации описанных аутентичных образцов. Получившее в последние годы развитие изготовление сувенирных кукол в этностиле представляет собой довольно эклектичное явление, в котором этническая окраска изделия передаётся через «одевание» ляльки в хорошо узнаваемые элементы национального костюма (плахта, передник-запаска), а символическое наполнение образа осуществляется за счёт свободного заимствования из традиции архаических элементов, связанных с ритуальной семантикой ляльки. Это и выраженные груди, и фигурка младенца-«немовля», и основной, активно «тиражируемый» в современной украинской кукле прием оформления личины – выполненный из разноцветный ниток солярный крест с ромбическим либо квадратным пересечением в центре. Исторически характерный для Надднепрянской Украины (Киевская, Полтавская, Черкасская области), этот элемент сегодня появляется повсеместно, транслируя востребованную в сувенирной продукции обереговую семантику. Обычай, предписывающий изготовление тряпичной куклы без использования ножниц и иголки, сегодня зачастую не соблюдается, а правомерность употребления названия «мотанка», подчёркивающего эту характерную в прошлом специфику конструирования фигурки и получившего ныне «брэндовое» звучание, нередко ставится исследователями под вопрос в связи с не характерностью для некоторых локальных традиций украинской народной куклы.
Выставки
Новые поступления в собрание Российского этнографического музея Санкт-Петербург 2020