Вернуться
Экспонаты

Гравированный клык «Келе и девушки». Чукчи

Название:

Гравированный клык «Келе и девушки»

Народ:

Чукчи

Территория по музейной документации:

Чукотский автономный округ

Датировка:

1950е годы

Собиратель:
Тишков Валерий Александрович
Темы:

Ремесло. Животные материалы, косторезное

Материал:

Материалы животного происхождения: зуб: клык

Размер:

дл. -54,0 и 53,0; шир. в разрезе наиб.-6,2

Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока

Коллекционный номер:

РЭМ 13153-63

Аннотация:

Чукотская традиция косторезного мастерства имеет долгую историю, но ее настоящий расцвет приходится на ХХ в. В 1930-х гг. граверы активно обращались к сюжетам из сказок и народного фольклора, которые оказываются одним из ключевых источников вдохновения для чукотских художников. Каждый отдельный творец перекладывал народный текст на язык изображения, привнося свои индивидуальные эмоциональные трактовки образов. Представленный клык моржа, выполненный в 1950-х гг., украшен с двух сторон цветным гравированным рисунком с популярным сюжетом из чукотской сказки «Келе и девушки». Впервые это повествование было зафиксировано в 1900 г. известным этнографом В.Г. Богоразом. Сюжет повествует о злом духе Келе, который поймал в лесу трех девушек, подвесил их вниз головой на дереве и отправился за ножом для расправы над своей добычей. К счастью для девушек, их обнаружила и освободила добрая и хитрая лиса. Она придумала хитроумный план обмана злого духа. Лиса набила меховые одежды девушек травой и ягодами и подвесила обратно на дерево. Вернувшись, чтобы совершить свою страшную трапезу, Келе, вонзив нож в одну из одежд, увидел выпадающие ягоды, пришел в бешенство и пустился в погоню. Впоследствии Келе обнаруживает девушек на противоположном берегу реки, которую не может преодолеь. По их совету, он пытается выпить всю воду в реке, чтобы оказаться на другом берегу, но река не становится мельче. Злой дух ищет брод. В итоге, перейдя реку, он продолжает погоню, почти нагоняет убегающих девушек, но внезапно от всей выпитой воды его живот лопается. Келе падает замертво. Художник рисунка на клыке неизвестен. Однако можно с уверенностью сказать, что произведение выполнено с обращением к аналогичной работе 1930-х гг. известного резчика по кости Рыпхыргина. Клык некогда входил в состав коллекции, собиравшейся В.А.Тишковым – академиком-секретарем Отделения историко-филологических наук РАН бывшим Директором института этнологии РАН на протяжении нескольких десятилетий. Она насчитывала порядка 200 предметов, половина из которых в 2014 г. приобрел у собирателя Российский этнографический музей.

Выставки:
Новые поступления в собрание Российского этнографического музея г. Санкт-Петербург 2020