Вернуться
Экспонаты

Конец полотенца. Украинцы

Название:

Конец полотенца

Народ:

Украинцы

Территория по музейной документации:

Украина, Черниговская область, Сосницкий район

Датировка:

1920-е гг

Собиратель:
Савченко Людмила Геннадьевна
Темы:

Ремесло. Текстиль, ткацкое

Материал:

Нити: растительные: хлопчатобумажные; ткань

Размер:

дл. – 81,0; шир. – 46,1

Коллекция:

Культура народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы

Коллекционный номер:

РЭМ 13071-10/1

Аннотация:

Одним из основных источников комплектования славянских коллекций РЭМ на сегодняшний день являются частные собрания этнографических памятников, хранящиеся в петербургских семьях как предметы личного собирательского интереса, либо как часть семейного наследия. Характерной составляющей таких семейных коллекций являются разнообразные предметы традиционного текстиля, в частности, украшенные тканым либо вышитым узором полотенца – «рушники». Среди поступлений последних лет примечательна коллекция полотенец, изготовленных в 1920-е гг. жительницей с. Лавы, Сосницкого уезда Черниговской губ. Анастасией Аврамовной Костырко. Украинская текстильная традиция включает множество региональных вариантов декорирования рушников в технике вышивки. В XVIII – XIX вв. отчётливая специфика в используемых вышивальных швах, расцветке нитей и мотивах орнамента наблюдается не только по губерниям, но и более локально – по уездам и отдельным селениям. Для рушников Черниговской губернии характерны как общие черты, так и различие в вышивке полотенец северных и южных уездов. В представленном на фотографии декорированном конце рушника довольно отчётливо прослеживается сохранность основных черт вышивальной традиции Черниговщины в послереволюционное время. В целом, рушник тяготеет к южночерниговской традиции, для которой было характерным преобладание вышивки «крестом», использование по преимуществу нитей красной и чёрной расцветки, а также включение в сюжетную композицию различного рода надписей – инициалов, поговорок, фрагментов молитв. Появление в рушниковой вышивке текстовых комментариев светского содержания в значительной степени связано с влиянием городской культуры, распространением в сельской местности печатных изданий. В рушнике из с. Лавы примечательно и композиционное сочетание традиционного для вышивки восточных славян архаичного мотива «древа жизни», трактованного как в реалистическом ключе, так и в характерном для украинской текстильной традиции XIX в. стилизованном изображении «вазона», и светского сюжета «козак с девушкой». Аналогичные бытовые сценки появились в черниговских рушниках в середине XIX в., однако со временем были вытеснены из «репертуара» народных мастериц популярными, но нивелировавшими локальную специфику «брокаровскими» цветочными узорами. Рушник А.А. Костырко, по своему художественно-образному наполнению соответствующий традиции оформления весiльных (свадебных) полотенец, свидетельствует о своеобразном возрождении традиции сюжетной черниговской вышивки, которая в последующие годы всё более активно «осваивала» новые образы советской культуры.

Выставки:
Новые поступления в собрание Российского этнографического музея г. Санкт-Петербург 2020