Экспонаты
Конец полотенца. Украинцы
Конец полотенца. Украинцы
Название
Конец полотенца
Народ
Украинцы
Территория
Украина, Черниговская область, Сосницкий район
Датировка
Собиратель
Савченко Людмила Геннадьевна
Материал
Нити: нити растительные: нити хлопчатобумажные; ткань
Размер
дл. – 81,0; шир. – 46,1
Коллекция
Культура народов Украины, Белоруссии и Молдавии
Коллекционный номер
РЭМ 13071-10/1
Аннотация
Одним из основных источников комплектования славянских коллекций РЭМ на сегодняшний день являются частные собрания этнографических памятников, хранящиеся в петербургских семьях как предметы личного собирательского интереса, либо как часть семейного наследия. Характерной составляющей таких семейных коллекций являются разнообразные предметы традиционного текстиля, в частности, украшенные тканым либо вышитым узором полотенца – «рушники». Среди поступлений последних лет примечательна коллекция полотенец, изготовленных в 1920-е гг. жительницей с. Лавы, Сосницкого уезда Черниговской губ. Анастасией Аврамовной Костырко. Украинская текстильная традиция включает множество региональных вариантов декорирования рушников в технике вышивки. В XVIII – XIX вв. отчётливая специфика в используемых вышивальных швах, расцветке нитей и мотивах орнамента наблюдается не только по губерниям, но и более локально – по уездам и отдельным селениям. Для рушников Черниговской губернии характерны как общие черты, так и различие в вышивке полотенец северных и южных уездов. В представленном на фотографии декорированном конце рушника довольно отчётливо прослеживается сохранность основных черт вышивальной традиции Черниговщины в послереволюционное время. В целом, рушник тяготеет к южночерниговской традиции, для которой было характерным преобладание вышивки «крестом», использование по преимуществу нитей красной и чёрной расцветки, а также включение в сюжетную композицию различного рода надписей – инициалов, поговорок, фрагментов молитв. Появление в рушниковой вышивке текстовых комментариев светского содержания в значительной степени связано с влиянием городской культуры, распространением в сельской местности печатных изданий. В рушнике из с. Лавы примечательно и композиционное сочетание традиционного для вышивки восточных славян архаичного мотива «древа жизни», трактованного как в реалистическом ключе, так и в характерном для украинской текстильной традиции XIX в. стилизованном изображении «вазона», и светского сюжета «козак с девушкой». Аналогичные бытовые сценки появились в черниговских рушниках в середине XIX в., однако со временем были вытеснены из «репертуара» народных мастериц популярными, но нивелировавшими локальную специфику «брокаровскими» цветочными узорами. Рушник А.А. Костырко, по своему художественно-образному наполнению соответствующий традиции оформления весiльных (свадебных) полотенец, свидетельствует о своеобразном возрождении традиции сюжетной черниговской вышивки, которая в последующие годы всё более активно «осваивала» новые образы советской культуры.
Выставки
Новые поступления в собрание Российского этнографического музея Санкт-Петербург 2020