Вернуться
Экспонаты

Стрела. Тувинцы

Название:

Стрела

Народ:

Тувинцы

Территория по музейной документации:

Северная Монголия, Китайская Империя, Урянхайский край

Датировка:

конец XIX - начало ХХ вв.

Темы:

Охота, добыча (процесс охоты), орудия охоты; Религиозный культ, буддизм

Материал:

Дерево; кость: рог; материалы животного происхождения: перо; ткань (из растительных материалов: хлопчатобумажная); ткань (из нитей животного происхождения: шелковая); мех: натуральный: шкура (белка); мех (росомаха – Gulo gulo); стекло (бисер)

Размер:

Общая длина: 91 см; длина древка: 85 см; длина наконечника: 6 см; ширина наконечника: 3 см; длина верхней связки лоскутов: ок. 77 см, нижней: ок. 61 см; дощечка: 11,5 см х 5,5 см; длина шкурки: 39 см; длина кусков меха росомахи: 19 см и 4 см

Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока

Коллекционный номер:

РЭМ 13137-1

Аннотация:

Стрела счастья «ыдык ок». Каждая семья старалась иметь у себя священную стрелу, поскольку она гарантировала сохранение семейного благополучия. Повседневно стрела счастья хранилась в специальном мешочке кежик хавы и извлекалась для проведения различных ритуалов, в частности — обряда почитания домашнего очага от дагылгазы, во время которого в некоторых районах Тувы освящали домашних божеств, среди которых, как правило, были как шаманские, так и буддийские. Этот ритуал имел непосредственное отношение к продуцирующей магии и призван был обеспечить достаток в семье. Иногда к ыдык ок цепляли сваренный курдюк жирного барана и подвешивали к изголовью кровати на три дня. В течение этого времени к стреле счастья никто не прикасался; по истечении трех дней его снимали и съедали. Видимо, таким образом происходило символическое угощение священной стрелы. К данному экземпляру привязаны шкурки и шелковые ленты, которые, скорее всего, также играют роль подношения. Стрела у тюркоязычных народов — древнейший обережный символ. Кроме того, стрела является атрибутом ряда божеств буддийского пантеона (Ушнишавиджаи, Ямантаки, Калачакры, Авалокитешвары). Стрелу (санскр. sara, ish, bana, тиб. mda'), как мужской символ метода и сострадания, держат в правой (мужской) руке (руке метода). Она метафорически пронзает ложные воззрения. В тибетских ритуальных практиках стрелы также обвивали шелковыми лентами, украшениями и оперением. С приходом буддизма ыдык от стали включать и в буддийскую ритуальную практику, что в данном случае выражено в дощечке с написанным на ней текстом на тибетском языке. Аннотация: Романова С.В.

Выставки:
Тыва – в беге Времени г. Санкт-Петербург 2014