Экспонаты
Безрукавка. Русские
Безрукавка. Русские
Название
Безрукавка
Народ
Территория
Европейская Россия
Датировка
середина XIX в.
Материал
Ткань: полупарча; нити: нити растительные: нити хлопчатобумажные; мех (соболь); ткань (из растительных материалов хлопчатобумажная); металл
Размер
Дл. – 41,0; шир. – 47,5
Коллекция
Культура русского народа
Коллекционный номер
Аннотация
В XIX – начале ХХ века наряду с другими видами нагрудной одежды с сарафанным комплексом носили безрукавки – распашную, более или менее короткую одежду, соответственно названию – без рукавов. Существовало три основных типа их кроя. Безрукавки с цельными полами и спинкой обычно недлинные – от 35 до 55 см. Основополагающий признак этой нагрудной одежды – отсутствие рукавов. Безрукавки часто утепляли, простегивая на вате или растительном волокне, опушая мехом, а иногда даже птичьим (селезневым) пухом. При цельных полах и спинке наиболее простым был прямой крой, известный на Русском Севере, в Костромской, Смоленской, Курской губерниях, в Сибири. Прямые безрукавки – большей частью короткие, до талии и выше. На спинку шли один, два или больше кусков ткани; боковые края делали прямыми или фигурными. Изредка к нижнему краю безрукавки присоединяли «поясок» из той же ткани. Безрукавки шили без воротника или с небольшим воротником стоечкой, сходящим спереди на нет. В качестве застежки чаще всего выступали металлические крючки, закрепляющие запах правой полы на левую. Во второй половине XIX – начале ХХ века под влиянием городской моды в крестьянском костюме появились безрукавки с кроем в талию – более сложным, чем прямой. Полы кроили либо из единого полотнища ткани, либо набирали их из разных кусков основной ткани. Спинку собирали из двух симметричных относительно центральной оси деталей или из трех частей: центральной и подкроенных бочков с фигурным краем. От талии в центральный шов спинки, если он был, и в боковые швы вшивали фрагменты ткани трапециевидной формы с закругленными сверху углами, предварительно собрав их верхний край в сборки. Если центрального шва у спинки не было, могли сделать вертикальный разрез от нижнего края до талии. Получались три вставки. В случае наличия боковин таких вставок между швами, соединяющими спинку, боковины и полы, могло быть пять, что делало безрукавку резко расширяющейся от талии к низу и значительно увеличивало ее ширину по окружности подола (до 300 см и больше). Ворот делали глубоким, округлой или прямоугольной формы. Застежкой обычно служили металлические крючки. Крой с цельными полами и отрезной спинкой Этот крой был широко распространен в самых разных краях России. Полы, если позволяла ширина ткани, кроили слитными с боковинами, а также переходящими в верхней части в отрезные бочки спинки с фигурным краем. Если ткани было недостаточно, между передом и спинной частью делали шов, а верхнюю часть отрезной спинки формировали трехчастной, с подрезными бочками. Сзади ткань ниже талии собирали в мелкую или крупную сборку. Длина безрукавок с цельными полами и отрезной спинкой обычно составляет 50–75 см. Ворот чаще всего неглубокий, прямоугольной формы. Изредка к нему пришивали воротник стоечкой. При подобном крое правая пола, как правило, глубоко запахивается на левую, а край полы при застегивании получает косое направление. В качестве застежки использовали металлические крючки. Крой с отрезными полами и спинкой Это редкий крой, который во многом повторяет предыдущий. Во второй половине XIX – начале ХХ века такие безрукавки бытовали кое-где в Олонецкой, Московской, Астраханской, Нижегородской, Енисейской губерниях. Крупные части безрукавок нередко собирали из нескольких фрагментов ткани, как правило, из-за отсутствия достаточного количества материала. Верх отрезной спинки делали обычно трехчастным – с подрезными бочками, имеющими фигурный край. Нижнюю часть пол и спинки у отрезного шва собирали в мелкие редкие сборки, свободно расходящиеся к низу. Иногда спереди обходились без сборок, а сзади в нижнюю часть ниже талии вставляли по бокам клинья, а в центре полотнище в трех местах закладывали во встречные складки. В качестве застежки использовали металлические крючки.
Выставки
Красота вне времени. “Музей старины” Натальи Шабельской Санкт-Петербург 2014