Вернуться
Экспонаты

«Писанка» – пасхальное яйцо. Украинцы : лемки

Название:

«Писанка» – пасхальное яйцо

Народ:

Украинцы : лемки

Территория по музейной документации:

Украина, Ивано-Франковская область, г. Коломыя

Датировка:

2011 г.

Собиратель:
Дьякова Елена Васильевна
Темы:

Религиозный культ, христианство, православие

Материал:

Материалы животного происхождения: скорлупа яичная

Размер:

Выс. - 5,5; диам. - 4,0

Коллекция:

Культура народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы

Коллекционный номер:

РЭМ 12965-3

Аннотация:

Собрание украинских расписных пасхальных яиц – «писанок» РЭМ насчитывает более двух с половиной тысяч образцов, представляющих художественные традиции разных регионов. Благодаря подъему, который данный вид народного искусства испытывает в последние десятилетия в Украине, изучение современного состояния писанкарства представляет особый этнографический интерес. Одна из основных форм полевой работы музея по данной теме связана с посещением многочисленных тематических фестивалей, ярмарок и праздников, регулярно проводящихся по всей Украине. Так, коллекция пасхальных яиц, представляющих тенденцию возрождения традиционной лемковской писанки, была приобретена научным сотрудником РЭМ Е.В. Дьяковой на фестивале «Писанка» (г. Коломыя) у потомственной мастерицы-писанкарки, преподавателя Детской школы народных искусств во Львове Марии Янко. Угасание в середине XX в. давней традиции росписи пасхальных яиц в культуре одной из этнографических групп карпатского ареала – лемков стало следствием общего кризиса локальной культуры, вызванного послевоенным политическим решением о выселении лемков с исторической территории их проживания на западных склонах Карпат (юго-восток Польши) в восточные области Украины. Несмотря на исторические перипетии, внутри семей лемки сохраняли свои обычаи, занятия, характерные черты культуры. Искусство росписи пасхальных яиц Мария Янко осваивала с раннего детства, продолжая семейную традицию, идущую от мамы и бабушки. Работы Марии Янко выполнены в традиционной для украинцев технике батикования (роспись расплавленным воском с последующим окрашиванием свободной от узора поверхности яйца путём погружения в краску) и отчётливо передают локальную специфику лемковской росписи. В качестве инструментов для нанесения узора лемковские мастерицы обычно использовали тонкий металлический гвоздик, зафиксированный острием в деревянной палочке, шпильки для волос либо спичку. В традиционной росписи лемковских писанок наиболее часто встречаются символические мотивы – солнце, звезда; растительные элементы – веночек, колос, дерево; а также наносившиеся острым металлическим кончиком характерные капли – знаки водной стихии. Развивая традиционную орнаментику, современные мастера нередко включают в роспись антропоморфные и зооморфные мотивы, христианскую символику. В отличие от полихромных гуцульских писанок лемковские, как правило, окрашивали в один либо, что более характерно для современных изделий, несколько цветов, по преимуществу, светлой, яркой гаммы, что также выделяет рассматриваемую традицию среди других украинских, где были широко распространены тёмные, насыщенные оттенки. Выразительно контрастирует с чёткой геометризованной гуцульской традицией росписи и свободное размещение лаконичных, «текучих» орнаментальных мотивов на полюсах и центральном декоративном поясе лемковских писанок. Сформировавшаяся в условиях исторического этнокультурного контакта лемковская традиция росписи пасхальных яиц как в технологическом, так и в орнаментальном плане близка польской.

Экспедиция:
Ивано-Франковская обл. Украины, г. Коломыя (2011)
Выставки:
Новые поступления в собрание Российского этнографического музея г. Санкт-Петербург 2020