Вернуться
Экспонаты

Флажок. Тувинцы

Название:

Флажок

Народ:

Тувинцы

Территория по музейной документации:

Россия, республика Тыва, г. Кызыл

Датировка:

2011

Собиратель:
Романова Светлана Владимировна
Андреева Елена Анатольевна
Темы:

Религиозный культ, буддизм

Материал:

Ткань; нити: синтетические; краска

Техника:

Обработка текстиля: крой

Размер:

дл. - 28,0; шир. - 25,2; дл. шнуров - 15,0 - 17,0; дл. лент - 7,5; шир. лент - 3,5

Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока

Коллекционный номер:

РЭМ 12920-7/1

Аннотация:

Комплект буддийских ритуальных флажков — «хэй аът» (конь ветра — тув.) фабричного производства. Полный комплект состоит из флажков пяти цветов (белый, желтый, синий, красный и зеленый), соответствующих пяти основным элементам буддизма. Флажки изготовлены из синтетической ткани, со штампованными рисунками, нанесенными цветными красками. В центре — изображение коня, несущего драгоценность. Справа и слева от коня и над ним изображены животные 12-летнего животного цикла (сверху вниз справа: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея; сверху вниз слева: лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья), а также два сложных символических изображения: монограмма Калачакры, или «Намчувангдан» (справа) и символ Соёмбо (слева). Монограмма Калачакры (одной из важнейших систем буддийской тант ры) представляет собой сплетенные изображения 10 санскритских слогов, над которыми расположено стилизованное изображение пламени мудрости, солнца и луны. Соёмбо — символ свободы и независимости монгольского народа, популяризованный в XVII в. одним из самых значительных исторических деятелей Монголии Дзанабадзаром. На зеленом и желтом флажках вместо знака Соёмбо, изображен герб Республики Тыва. Под конем изображены птица гаруда, тигр, снежный лев и дракон. Под ними — молитвенный текст на тибетском языке. Под текстом — вдоль нижнего горизонтального края восемь жертвенных чашечек с приношениями. С правой стороны вертикально один под другим изображены восемь благих символов буддизма, с левой — семь. Каждый флажок окаймлен полосой другого цвета. Слева и справа края ткани загнуты и застрочены. С правой стороны — по сгибу на равном расстоянии друг от друга расположены три прорези, в которые вставлены синтетические шнуры для привязывания флажка Левый вертикальный край также загнут и застрочен. К нему на равном расстоянии друг от друга пришито три ленты с треугольным свободным концом. Ленты также окаймлены краской другого цвета. На них отпечатана мантра «ом мани падме хум» на тибетском языке. В каждом флажке, кроме последнего, сочетаются все пять основных цветов. Пятый флажок белый. Все изображения нанесены красной краской. Шнуры белого цвета. Ленты красные с окантовкой и мантрой синего цвета. Вероятно, в комплекте он заменяет собой красный флажок. В связи с возрождением буддизма в конце ХХ — начале ХХI в. в Республике Тыва и ростом религиозной активности населения молитвенные флажки широко бытуют в ритуальных буддийских и шаманских практиках. Использование подобных флажков коренным населением Республики имеет массовый и повсеместный характер на шаманских оваа (культовые места), в культе целебных источников — аржаанов, привязывают их также у буддийских храмов хурээ и субурганов. По рекомендации лам верующие привязывают флажок того или иного цвета, иногда — целый комплект. Приобрести их можно в сувенирных магазинах г. Кызыл и в лавках культовых принадлежностей при буддийских храмах хурээ. Данный комплект был приобретен в сувенирном магазине «Олчей» в г. Кызыл. Аннотация: Романова С. В.

Экспедиция:
Республика Тыва (2011)
Выставки:
Общий язык – знак г. Санкт-Петербург 2014
Кокон традиции